Дамба

Материал из Dwarf Fortress Wiki
Перейти к: навигация, поиск
Dam.png

Дамбу можно построить на реке или ручье. Она имеет несколько применений:

  • Полная остановка течения реки
  • Модификация русла реки
  • Создание озёр или технических резервуаров
  • Создание ловушек с использованием воды

Река не перельётся через насыпь дамбы выше начального уровня. (Обратите внимание: если выше по течению есть водопад, то этот верхний уровень будет "начальным уровнем"!)

Строительство дамбы[править]

Необходимым шагом будет определение направления течения воды. На самом деле это довольно просто: с одного края река вытекает с карты, и поэтому имеет более низкий уровень воды. Проверьте крайние тайлы на обоих концах реки.

Ледяной метод[править]

Самый простой и быстрый метод возведения дамбы возможен, если ваша карта замёрзла во время зимы. Просто выкопайте узкие отрезки каналов через реку и постройте стену без шлюзов, блокируя путь воде.

Метод осушения[править]

Другой способ заключается в осушении реки. Это может быть сделано с помощью построения туннелей, отводящих воду от реки либо в пропасть, либо в обширную долину. Отводящий туннель может быть шириной в один тайл, с одним-единственным шлюзом. Как только вода попадает в туннель, она начинает выливаться в открытое пространство с бешеной скоростью. Убедитесь, что шлюз закрывается и открывается, перед тем, как запускать в тоннель воду, так как подобный вид потока вызывает ужасные игровые лаги. В конечном итоге уровень воды упадет настолько, что можно будет возводить постройки.

Альтернативным способом является использование большого числа помп, откачивающих воду быстрее, чем она прибывает. Для реки шириной в 4 тайла вам понадобится четыре помпы, откачивающие воду в туннели или каналы, ведущие за край карты или к водопадам, одним словом туда, где вода не могла бы скапливаться. Пока помпы работают, они будут осушать реку в достаточной степени для возведения дамбы. Еще один вариант - использовать девять помп: четыре в месте, где потом будут стоять шлюзы; четыре для откачки воды с рабочих мест выше/ниже по течению, и одна для осушения пандуса, нужного дварфам для отхода. У этого метода есть преимущество - он не требует дополнительных каналов или туннелей, сохраняя слой для будущей застройки.

Если ваши дварфы достаточно выносливы, можно так же вырыть большое помещение под рекой на Z-1 уровне, сделать дырки с обоих сторон на Z0, и покрыть и сверху подъемными мостами. Когда вы подымаете мосты - вода стекает вниз; опускаете - течение реки восстанавливается. Это позволяет также избежать бага "бездонной ямы", который может возникнуть, если пробить в дне ручья дыру, обрушив сверху кусок породы.

Еще один возможный способ убрать воду - это провести ее в водоносный слой под рекой, который впитает давящую сверху воду. Сильная сторона этого метода - водоносный слой в большинстве случаев находится почти сразу под рекой, что упрощает постройку.

Можно также отшлифовать и прорубить бойницы в крайних тайлах на z-уровне под поверхностью (если этот тайл - камень), и вода сквозь них уйдет за край карты.

Кроме того, возможно построить под землей возле реки подъемный мост, соединить его с рычагом, а потом с поверхности прокопать широкий канал, который пустит воду в помещение с мостом. Затем ставим задачу "Дернуть рычаг" на повторение, и мост начинает уничтожать всю поступающую воду, постепенно осушая реку.

An example of how to construct a magma dam.

Магменный метод[править]

Если у вас есть доступ к источнику магмы, вы можете вылить магму на поток воды. Когда вода и магма столкнутся появится обсидиан — дополнительный бонус, если вы захотите торговать предметами, созданными из обсидиана. Выливайте достаточное количество магмы в реку, до достижения обоих берегов реки на протяжении 3-4 клеток в ширину, для того чтобы дать вашим дварфам достаточное пространство для копания канала из обсидиана и размещения шлюзов.

Опасайтесь: Если вытекающая магма расположена слишком близко к краю карты, это может навсегда остановить вашу реку! Клетки с обсидианом у края карты не могут быть выкопаны! Впрочем, их можно отшлифовать и прорубить бойницы, частично исправив ситуацию.

Если вы хотите провести магму через ручей, не останавливая его, постройте пол над ним.

Природный обвал[править]

Если ваша река подземная, вы можете засыпать ее, устроив обвал. Если камень установлен (например, вы построили его как стены или пол), он распадётся на куски камня и утонет, не блокируя реку. Однако, если камень был там изначально, он сохранит форму и заблокирует реку.

Поскольку надземные реки обычно не проходят под камнем, к ним сложно применить эту стратегию. Но не стоит недооценивать изобретательность дварфов.

Ваша дамба[править]

Собственно дамба[править]

Dam2 rus.JPG

Когда ваша дамба готова и выглядит примерно как на картинке, можно ожидать, что вода перестанет течь, если выше по течению нет водопада. В противном случае вода просто перельётся, затопив кучу места вокруг. Если вы напутали при постройке магмовой дамбы и полностью заблокировали край карты, возможно, весь мир затопит до источника воды.

Собственно постройка[править]

Осушив реку (что может занять очень много времени), возможно, вам придется копать дно, приказав раскопать тайл поверх того, на котором вы собираетесь строить. В результате тайл больше не будет считаться ручьем/рекой и будет вести себя как любое другое хранилище воды. Он больше не будет окрашен в голубой цвет и никто (включая дварфов, караваны, гоблинов и т.д.) не сможет ходить по нему. Это может очень раздражать, так что готовьтесь.

Однако, если ваши дварфы имеют доступ к дну реки, они могут 'выкопать' дно, оставив красивую голубую поверхность (или скучную серую, если там нет воды). Следует оставлять какой-то доступ к дну каналу в дальней точке по течению, чтобы дать находящимся в русле существам возможность выбраться.

Дальнейшее использование[править]

  • Большинство техник выше могут использоваться, чтобы пробивать дно озера/океана для спуска воды или получения случайных подводных бункеров.
  • Можно создать большое наводнение, если построить дамбу из шлюзов и открыть их одновременно. Хорошо для ловушек. Работает с магмой.
  • Возможность контроля за рекой/ручьём делает вас настоящим человеком дварфом.