Farming

Материал из Dwarf Fortress Wiki
Перейти к: навигация, поиск
General farming flowchart.

Земледелие — наиболее надежный способ производства пищи в игре. На картах, изобилующих кустарниками, животными или водоплавающими, собирание растений, охота или рыбалка могут дать много еды, однако эти способы часто являются несостоятельными перед растущими потребностями крупной крепости. Земледелие же является наиболее эфективным, надежным и легко расширяемым способом производства еды, а после её приготовления — компактных, но ценных товаров. Растения также являются единственным сырьем при производстве алкоголя и красителей, которые тоже можно продавать. Из некоторых растений можно делать нити и ткани.

Выбор территории для посевов[править]

Нельзя сажать семена прямо на голом каменном полу, только на грязи или почве. Проще всего найти мягкую плодородную почву, которая в изобилии встречается на поверхности (за исключением, пожалуй, чисто скальных местностей). Если плодородная почва отсутствует, то придется создавать систему орошения, которая даже на голой скале позволит создать грязь, в которую можно будет высаживать семена.

На земле или под землей?[править]

В зависимости от типа растений которые вы собираетесь выращивать, вам придется создавать наземные или подземные фермы. В начале игры вам будут доступны только семена растений выращиваемых под землей, но семена наземных растений можно будет набрать на дикорастущих кустах. Так же семена можно будет купить у торговых караванов.

Возделываемые поля могут быть только полностью наземными, либо полностью подземными. Возможно создание и смешанных типов полей, но это не эфективно, потому что, семенами будет засеваться все поле, а не только его подходящие участки, а значит часть посева будет просто пропадать.

Теплицы[править]

Существует способ выращивания наземных растений внутри помещений — это строительство теплиц. Выкопайте канал в виде квадратной области территории, или воспользуйтесь осушенным прудом. Далее посторойте настил из стеклянных блоков (как это ни странно, для этой цели подходит и обычный камень, и дерево), такой настил будет пропускать солнечный свет, но не врагов. Теперь вы можете выращивать наземные растения как бы под землей. ВНИМАНИЕ, сперва надо выкопать котлован под теплицу, а затем построить настил. Теплица не будет работать если вы сперва сделаете настил, а потом выкопаете под ним шахту.

Если стеклянные блоки недоступны, то можно выкопать канал шириной не более чем 2 клетки и закрыть его горизонтальной решеткой .

Задание полей[править]

Если вы собираетесь заняться земледелием, сперва вам придется приказать своему фермеру создать поле, как бы вспахать его.

Нажмите кнопку bчтобы попасть в меню постройки, а затем кнопку pчтобы приказать создать поле. С помощью кнопок u,k,m и h задайте размеры поля. Затем нажмите Enter для подтверждения.

Какого же размера поле создать? Удивительно, но поля размером 5х5 клеток вполне хватит чтобы пережить первую зиму даже если вы будете заниматься пивоварением. Если в комнате есть неубранные каменные глыбы, оставьте немного места не определенного под поле. Дело в том, что фермеры стараются убрать глыбы и оттаскивают их к дверям, иногда блокируя их в открытом состоянии, что может иметь тяжелые последствия в виде наводнения при орошении комнаты.

Поле размером 10х20 и несколько дварфов-фермеров вполне способны обеспечить пищей 200 других дварфов.

Посев[править]

Как только дварфы вспахали землю под поля, наступает время посева. Нажмите q и наведите курсор на поле, чтобы попасть в меню, где можно будет выбрать тип посевных семян. Всё остальное фермеры сделают сами. Заметьте, что фермеры не будут работать на поле круглый год, без соответствующего приказа, а значит с помощью кнопок a, b, c и d вы должны будете определить тип посевных семян для каждого сезона.

Год спустя вы, возможно, захотите сконцентрировать сельское хозяйство на выращивании наземных ягод, или быстрорастущих подземных грибов толстошлемников (Plump Helmet), так как из них можно варить алкоголь, а также есть сырыми или приготовленными. Карьерники (Quarry bush), пещерная пшеница (Cave Wheat) и сладкий горошек (Sweet pod) необходимо готовить на кухне, прежде чем есть, и выращиваются они дольше. Свинохвост (Pig tail) и ямные чашечки (Dimple cup) служат сырьём для производства тканей и красителей, а значит можно не торопиться с их выращиванием. Кстати, ямные чашечки — единственное подземное растение, которое непригодно в пищу ни в сыром, ни в вареном виде, зато их семена можно готовить. Разнообразное питание улучшает качество пищи, а карьерники и ямные чашечки увеличивают калорийность пищи в 5 раз. Кроме того, не забывайте о необходимости удовлетворять личные вкусы каждого дварфа, так что рано или поздно вам придётся выращивать все типы посевных культур.

Способ добычи семян ягод таков: нужно отправить дварфа с навыком herbalist собирать растения на поверхности, затем сварить алкоголь из полученых ягод. В качестве отходов останутся семена. Другим способом их получения является покупка у торговых караванов.

В случае, если ваши кладовые переполнены, можно поставить поле «под пар» с помощью кнопки z в меню настроек поля. Если у вас есть поташ, поле можно удобрить, чтобы увеличить его плодородие.

Увеличение плодородия[править]

Любой посев может дать больший или меньший урожай, или не дать урожая вовсе (если фермеры не опытны). Более высокий урожай выгоден с точки зрения дальнейшей его переработки. Рабочиe всегда работают сразу с "грудой" за раз. Например если у пивовара есть груда сладких стручков (5 штук), он сварит из нее 25 единиц дварфийского рома и нальет в одну бочку.

Урожайность с каждого семени зависит от умения фермера, удобренности поля(Fertilization) и случайного фактора.

  • Умение: при расчете урожая принимается во внимание только умение Grower фермера сажавшего семя. Растения, посаженные неумелыми фермерами чаще всего дают 1 единицу урожая, а иногда и совсем не приносят урожая. Легендарные фермеры могут сажать растения, приносящие по 5 (изредка даже 6) единиц урожая.
  • Удобренность: удобренность повышает урожайность на 1-3 единицы. Удобрение производится поташем, количество которого зависит от размера поля. Опытные фермеры могут получать с одной клети удобренного поля до 9 растений. Игра проверяет удобренность поля в тот момент, когда растение созревает. Таким образом, наличие удобрений во время посадки или роста не играет никакой роли.

Сбор урожая[править]

Спустя несколько недель после посадки вырастает урожай. Урожай должен быть убран в течение нескольких недель, иначе он пропадет. По умолчанию в сборе урожая участвуют все дварфы, включая детей и даже знать. Это хорошо, поскольку гарантирует, что урожай не останется неубранным, но плохо из-за того, что дварфы бросают свою основную работу и проделывают длинный путь только для того, чтобы собрать одно единственное зернышко. Кроме того, это снижает количество опыта, получаемого фермерами.

Уборка урожая способствует росту умения выращивание. Из-за этого незанятые дварфы получают начальные навыки выращивания практически автоматически. Количество собранных семян зависит только от навыков сажавшего семена, и не зависит от навыков собирающего.

Если хотите, можно запретить всем дварфам без исключения участвовать в сборе урожая. Делается это с помощью пункта меню «All dwarves harvest», вызываемого кнопкой o. В этом случае на уборку урожая отправятся только те дварфы, в списке выполняемых работ которых стоит «Farming (Fields)». Недостатком этого будет то, что дварфы часто решают заняться посадкой новых семян вместо уборки старых, поэтому часть урожая может пропасть. После сбора урожая дварфы начнут таскать его в ближайшую кладовую. Если через то же меню, вызываемое кнопкой o, выставить опцию «Dwarves ignore food», то дварфы оставят собранный урожай на земле. Если урожай не попадет в кладовую в течение нескольких недель, то он пропадет.

Предупреждения[править]

Транспортировка еды[править]

Если вы создали огромную ферму и наладили её посев и обработку, то вам понадобится много носильщиков пищи для того, чтобы урожай, произведённый на ферме, стал доступным для еды. Это связано с тем, что в текущей версии игры предметы, помеченные незавершенными заданиями (включая «Перенести на Склад» и «Положить в Бочку»), недоступны для какого-либо другого использования, например для съедания. Вся крепость может голодать, так как дварфы будут ждать, пока кто-нибудь перенесет еду.

Один из способов решения этой проблемы (по крайней мере для трудных сезонов) состоит в том, чтобы отключить транспортировку камней и дерева через меню основных приказов o. Таким образом, большая часть работы исчезнет из очереди задач, и там останутся только работы типа «Положить в Бочку». Также можно увеличить число носильщиков пищи.

Хранение[править]

Трудно следить за многочисленными бочками с едой и выпивкой, мешками семян и обработанной пищи. С этим можно бороться при помощи приготовления еды, чтобы собрать её в большие кучи, которые не будут портиться, находясь не в бочке. В меню p вы можете зарезервировать несколько пустых бочек, которые запрещено будет использовать для хранения пищи. Эти бочки будут использоваться только для производства алкоголя и сиропа. Листья, сахар и мука несъедобны — чтобы использовать их и освободить их мешки, вы должны их приготовить. Вы также можете приготовить лишние семена (не более 4 за раз), чтобы освободить мешки которые они занимают. Удостоверьтесь, что вы не готовите последние посевные зёрна!

Дополнительная информация[править]