Health screen

Материал из Dwarf Fortress Wiki
(перенаправлено с «Health»)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Открыв окно z-статуса, можно через подменю Health попасть в окно Медпомощи.

Примечание: В этом экране работает "мышь".

Это подменю доступно лишь тогда, когда есть дварф, назначенный на должность Главного врача. Это подменю используется для отслеживания текущего состояния здоровья всех дружественных дварфов и их домашних питомцев. Статусы самочувствия дварфа и его ранения, которые показываются в окне состояния здоровья существа (v-w), каталогизируются в этом подменю и дополняются медицинским персоналом крепости во время диагностических осмотров пациентов. Некоторые базовые нужды дварфов, такие как жажда, голод и усталость, автоматически показываются в подменю.

Лечение любого пациента начинается только после его осмотра и постановки ему диагноза дварфом-диагностом. Диагност определяет поврежденные органы, характер их повреждений и требуемые методы лечения и процедуры. После постановки диагноза к лечению пациента могут приступать другие специалисты-медики (при наличии в госпитале необходимого оборудования).

Ниже перечислены все состояния, которые могут отображаться в окне Медпомощи (z-Health)

Первая колонка

Эта колонка отображает средства и методы лечения пациента.

Символ Описание
D Diagnosis request ru – Нужен диагност для постановки диагноза пациенту. Это первое врачебное действие над любым больным дварфом, без постановки диагноза никакое лечение не производится.
Cleaning request ru – Нужен дварф с включённой работой Cleaning и мыло для мытья пациента*.
S Surgery required ru – Нужен хирург для оперирования пациента.
R Inoperable Rot ru – Конечности пациента гниют и неоперабельны (гангрена), обычно требуется ампутация с помощью хирурга.
Ø Suture request ru – Нужен дварф, способный зашивать раны, и собственно нити для зашивания.
B Setting request ruКостоправ должен вправить кость.
° Dressing request ru – Нужен дварф, накладывающий повязки, и ткань для перевязки.
T Traction request ru – Пациенту необходима вытяжка на тракционной койке.
I Immobilization request ru – Необходима фиксация конечности пациента с помощью шины или медицинского гипса.
C Crutch required ru – Нужен костыль, чтобы пациент смог ходить.

* При отсутствии мыла пациента все равно помоют одной водой.

Вторая колонка

Эта колонка показывает различные степени кровотечения, ранения, кровопотери, онемения и парализации.

Символ Описание
B!+ Heavy bleeding ru – Сильная кровопотеря, чрезвычайно опасно.
B!~ Bleeding ru – Кровопотеря, требует быстрого врачебного вмешательства для остановки кровотечения.
Bl+ Severe blood loss ru – Субъект потерял большое количество крови. Обычно сопровождается слабостью/бледностью и довольно опасно.
Bl~ Blood loss ru – Субъект потерял некоторое количество крови в результате кровотечения. Обычно сопровождается бледностью.
Pz+ Paralyzed ru – Субъект полностью парализован. Обычно является результатом травмы верхней части позвоночника. Смерть от удушья неизбежна.
Pz~ Partially paralyzed ru – Одна или несколько конечностей непригодны из-за разорванных нервов.
Slg Sluggish ru – Характеризуется слабым или мягким параличом.
Nm+ Completely numb ru – Симптом синдрома или повреждение сенсорного нерва. Устраняет болевые ощущения в пораженных областях и сильно затрудняет двигательную способность. Длительный синдром может нанести постоянный ущерб.
Nm~ Partially numb ru – Симптом синдрома или повреждение сенсорного нерва. Кроме того, уменьшает боль в пострадавших районах и затрудняет мелкую моторику.
Nm- Slightly numb ru – Симптом синдрома или повреждение сенсорного нерва. Уменьшает боль в пораженных областях.

Третья колонка

Эта колонка показывает уровни боли, температуры и истощения, сонливость и оглушение.

Символ Описание
F! Serious fever ru – У субъекта очень высокая температура, лихорадка, жар. Уменьшает сосредоточенность, может оглушить. Типичный индикатор опасных синдромов.
F+ Moderate fever ru – Уменьшает сосредоточенность. Типичный индикатор опасных синдромов.
F~ Slight fever ru – Уменьшает сосредоточенность. Относительно безвредно.
Dz Dizzy ru – Обычный симптом укусов змей. Шанс субъекта на споткнуться и упасть в случайном направлении вместо выполнения действия, зависит от тяжести.
Pn! Extreme pain ru – Субъект полностью подчинен испытываемой им ужасной болью, влияющей на его действия.
Pn+ Moderate pain ru – Серьезный, недавний ущерб мышцам и/или жировым тканям. Мешает двигаться?Требует проверки
Pn~ Slight pain ru – Субъект подвергся незначительным порезам или синякам.
St Stunned ru – Субъект потерял сознание неожиданным падением, ударом, обрушением. Сокращает скорость наполовину, пока она не закончится.
Exh Exhausted ru – Последняя стадия усталости, вызванная затяжным боем, обычно наблюдается только у борцов или когда существо устойчиво к используемому оружию. Уменьшает скорость, вызывает бессознательное состояние, если нагрузка продолжится.
Ovx Over-exerted ru – Вторая стадия усталости. Уменьшает скорость.
Tir Tired ru – Вызывается быстрым выполнением множества боевых действий за короткое время или в результате использования винтового насоса. Уменьшает скорость.

Четвёртая колонка

Эта колонка показывает проблемы, связанные с дыханием, и различные нужды (включая экстремальные, такие как обезвоживание и истощение).

Символ Описание
DR Drowning ru – Субъект не может держаться на плаву и скоро пойдет ко дну. Нужна экстренная помощь!
Wd Winded ru – Типично для проколотых легких. Стоит отличать от Trouble breathing ru.
Br Cannot breathe ru – Обычно означает серьезные травмы легких или удушье, требуется неотложная помощь.
Br Trouble breathing ru – Обычно означает травму легкого или сильно затрудненное дыхание.
T! Dehydrated ru – Если субъект не получит выпивки (или воду, если госпитализирован) то скоро умрёт, нужна неотложная помощь.
T~ Thirsty ru
H! Starving ru – Если субъект не получит пищи, то скоро умрёт, нужна неотложная помощь.
H~ Hungry ru
Dw Very drowsy ru – Означает, что субъект должен срочно поспать. Обычно появляется только в том случае, когда невозможно найти идеальное место для сна.
Dw Drowsy ru – Субъект достаточно устал, чтобы лечь спать, но пока этого не сделал. Также вызывается синдромами.
Na Nauseous ru –Симптомы адаптации пещеры или повреждения кишок. Субъект может начать блевать вместо того, чтобы совершить какое-либо действие. Чрезмерная рвота может вызвать обезвоживание.

Пятая колонка

Эта колонка показывает проблемы, связанные с органами чувств и конечностями.

Символ Описание
V Vision lost ru – Субъект будет затрачивать очень много времени для выполнения обычных действий.
V Vision impaired ru – Субъект будет затрачивать значительно большее количество времени на выполнение обычных действий.
V Vision ~impaired ru – Субъект будет затрачивать большее количество времени на выполнение обычных задач.
P Popped out ru – Брюшная полость субъекта вскрыта и кишечник вывалился наружу. Неизбежная мучительная смерть.
Sx Cannot stand ru – Субъект не может самостоятельно стоять. Возможно нуждается в костыляхТребует проверки.
S~ Stand impaired ru – Субъект может нуждаться в костылях.
Gx Cannot grasp ru – Субъект имеет длительные травмы обеих рук, некоторые виды работ будут ему недоступны.
G~ Grasp impaired ru – Субъект получил длительную травму одной или обеих рук, но все ещё может держать предметы.
Fx Cannot fly ru – Субъект не может летать. Только для тех существ, которые могли летать раньше.
F~ Flight impaired ru – Ничто не может помочь ухудшенной способности летать.
Mn Motor nerve ru – Двигательный нерв поврежден, это может сказаться на способности субъекта передвигаться, стоять или летать.
Sn Sensory nerve ru – Сенсорный нерв поврежден, это может сказаться на способности ощущать, видеть или дышатьТребует проверки.

Шестая колонка

Эта колонка показывает разрывы артерий, сухожилий и связок, а также переломы и ушибы.

Символ Описание
A! Major artery torn ru – Субъект вероятно имеет обильное кровотечение, это неотложный случай.
A+ Artery torn ru – Субъект вероятно страдает от кровотечения, которое, вероятно, может представлять угрозу для жизни.
Of Overlapping fracture ru – Серьезный перелом, возможно требующий помощи костоправа.
Cf Compound fracture ru – Серьезный перелом, возможно требующий помощи костоправа.
Tn Torn tendon ru – Повреждение сухожилий. Конечность не работает. Излечивается сам по себе.
Tn Tendon strain ru – Повреждение сухожилий. Случается редко.
Tn Tendon bruise ru – Повреждение сухожилий. Случается редко.
Lg Torn ligament ru – Повреждение сухожилий. Конечность не работает. Излечивается сам по себе.
Lg Ligament strain ru – Повреждение сухожилий. Случается редко.
Lg Ligament bruise ru – Повреждение сухожилий. Случается редко.
Ns Need setting ru – Требуется костоправ для фиксации поврежденного органа (кости, конечности).

Седьмая колонка

Эта колонка показывает повреждения тканей тела, различные степени боли, повреждения и опухоли, и наличие у субъекта инфекции.

Символ Описание
X! Broken tissue ru
D! Heavy damage ru – Множественное количество ушибов, полученных в бою. Также может быть вызвано синдромами.
D+ Moderate damage ru – Ушибы различной степени. Обычно вызывается синдромами.
D~ Light damage ru – Ушибы различной степени. Обычно вызывается синдромами.
X~ Partially broken tissue ru – Кожа или мышцы субъекта порезана или оторвана. Не обязательно опасное.
Pn! Extreme pain ru – Субъект полностью подчинен испытываемой им ужасной болью, влияющей на его действия. Не вызывается травмами. Результат синдрома?Требует проверки
Pn+ Moderate pain ru – Не вызывается травмами. Результат синдрома?Требует проверки
Pn~ Slight pain ru – Не вызывается травмами. Результат синдрома?Требует проверки
Sw! Extreme swelling ru – Типичный результат синдрома. Долгое воздействие затрудняет использование пораженных конечностей и перетекает в некроз. Отек горла может вызвать удушье.
Sw+ Medium swelling ru – Типичный результат синдрома. Препятствует использованию пораженных конечностей.
Sw~ Minor swelling ru – Типичный результат синдрома. Немного затрудняет использование пораженных конечностей.
In Infection ru – Появляется в открытых ранах, которые подвергаются воздействию загрязненной воды или слишком долго не лечатся. Нельзя обработать. Атрибуты здоровья субъекта могут влиять на выживаемость?Требует проверки

Несколько заметок об инфекциях

Не путайте инфекции с синдромами. Инфекции - это последствия серьезных ранений, которые возникают при контакте поврежденного органа с внешним окружением - землей, предметами ландшафта, кусачими паразитами или носителями синдрома (например, плевками титанов, дыханием железного человека и т. д.). Инфицирование ран устраняется их промыванием с мылом. Однако, несмотря на кажущуюся простоту устранения, в действительности инфекции являются очень серьезной, тяжело устраняемой проблемой. Это обусловлено двумя причинами:

  • дварфы-врачи по понятным причинам склонны сперва заниматься серьезными, непосредственно опасными для жизни болячками, которыми (в их представлении) являются, прежде всего, сами раны. Т. е. если у пациента открытый перелом ноги, с высокой долей вероятности доктор сперва вправит ему кости, затем зашьет рану и только после этого решит заняться инфекцией, до которой уже не сможет добраться - ведь рана уже зашита; перелом будет устранен, но заражение останется.
  • сами пациенты часто любят удирать из госпиталя, дождавшись, когда к ним вернется хотя бы относительная трудоспособность (особенно часто этим страдают солдаты, раненые при патрулировании). Ими часто игнорируются мелкие, не мешающие полноценной жизни раны - например, травмы носов, зубов и ушей. Поскольку силой притащить беглеца назад доктор не может, не удивляйтесь, если по вашей крепости будет разгуливать всем довольный дварф со сломанным, кровоточащим и уже слегка гниющим ухом, даже и не думающий снова ложиться в больницу.

Из всего этого следует, что борьба дварфов с инфекциями - дело рук, скорее, самих дварфов, чем врачей. Если у вашего колониста хорошая сопротивляемость болезням, он может и сам перебороть болезнь, в то время как дварф со слабым иммунитетом может и погибнуть - причем даже месяцы спустя после ранения. Старайтесь не ставить таких бедолаг на травмоопасные работы наподобие шахтерской и не определять в армию.

Поскольку навык ветеринара в настоящий момент бесполезен, инфицированные животные, как правило, обречены - кроме тех случаев, когда обладают высокой сопротивляемостью болезням.