Reservoir

Материал из Dwarf Fortress Wiki
Перейти к: навигация, поиск


Резервуар — ёмкость для хранения воды. Дварфы не хотят занимать бочки водой, считая более полезным оставить их для еды и выпивки, меж тем вода нужна раненным или испачкавшимся дварфам и зимой в морозы и летом в жару. При этом, по возможности, под боком и в безопасном месте. Для решения задачи были изобретены подземные ёмкости для воды, представляющие из себя отрытые в цельном камне обширные помещения, обычно в 3-4 уровня высотой с колодцем наверху и системой наполнения: водопроводом, помпой или люком, размеченным как место для наполнения).

Зачем мне это?[править]

Вода нужна дварфам для полива растений, для мытья, для раненных и чтобы не умереть от жажды, если закончится выпивка. Последнего лучше не допускать — трезвый дварф апатичен и медлителен.

Вода на поверхности или в пещерах может оказаться далеко или вовсе недоступной из-за климата или врагов. Для борьбы с климатом достаточно источник воды накрыть клетками стены или пола — клетки под землёй имеют постоянную температуру, что исключает замерзание или испарение, однако это не решает проблему расстояний и врагов.

Выбор места[править]

Располагать резервуар следует под столовой, зоной отдыха или неподалёку от госпиталя. Это традиционные места использования воды, кроме того их делают далеко от входа, откуда может проникнуть неприятель.

Строительство[править]

Для создания цистерны выкопайте пустое пространство в скале (земля не подойдёт) ниже места, куда вы планируете поставить колодец. В зависимости от ваших потребностей, вы можете сделать цистерну любой ширины и глубины, меж тем есть несколько соображений, определяющих дизайн резервуара:

потребление

  • каждые 10 вёдер воды занимают 1/7 клетки воды, если воды останется 1/7, то колодец перестанет работать, поэтому его надо изредка пополнять.
  • непроточная вода застаивается, образуя у дна осадок, чего дварфы не любят. Колодец, заполненный на 2 уровня снимает эту проблему. Если сильно экономить, то сделайте углубление строго под колодцем, туда будет стекаться вода с мусором.
  • не делайте колодец в виде вертикальной трубы в 10 уровней, т.к. по мере расходования воды дварфам придётся дольше крутить ручку колодца.
  • для строительства вам понадобятся леса или запираемый выход со дна (дверь или шлюз). Дварфы не умеют лазать по отвесным стенам.

борьба с давлением

помните, что водяной столб давит на клетки воды ниже уровнем, что может вызвать затопление крепости, с этим можно очень легко справиться — давление передаётся только по целой стороне тайла, при этом вода течёт и по диагонали. Таким образом, можно создать центральный трубопровод из лестниц высотой хоть в 100 клеток, а от него через диагональный подкоп отводить воду на нужном этаже.

сброс воды

для обслуживания, редизайна, поливки полей или затопления атакующих можно организовать экстренный слив. Безопасное решение — установить внизу шлюз, соединённый с рычагом или нажимной плитой. Расстояние до рычага может быть произвольным, что снимает опасность утопить работника.

безопасность

  • питание от реки, подземного озера, пруда или моря сопряжено с опасностью проникновения плавающих врагов.
    • перед затоплением перекройте тоннель решёткой или прутьями, через них проходит вода и не проходят существа. Но это не спасёт вас от разрушителей построек, способных ломать металлические конструкции и колодцы, создав проход для вторжения.
    • фортификационная стена тоже пропускает воду, однако при затоплении на 7/7 начинает пропускать плавающих существ.
    • вы можете сделать между колодцем и поверхностью воды пустой уровень — летающих амфибий нет.
  • дворфы имеют свойство лезть куда не нужно, поэтому по окончанию сухих работ, но до начала заполнения, стоит пометить нежелательные для хождения трубы/каналы/.../прочее с помощью зон передвижения.

Для пошаговой инструкции по установке работающего колодца ознакомьтесь с руководством по колодцам.