Well guide

Материал из Dwarf Fortress Wiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Renewal-icon.png Данная статья устарела по строению и/или содержанию. Постарайтесь привести её к актуальному виду.

Колодец (Well) — важнейшая часть любой крепости. Он дает вам источник незамерзающей воды (water). Он находится внутри, так что не подвержен угрозам от карпов, гоблинов, или животных. Вы даже можете спокойно использовать его во время осады. Его использование вызывает у ваших дварфов счастливые мысли.

Строить колодцы рискованно. Если вы не будете проявлять осторожность, отток воды с поверхности может затопить вашу крепость. В первой части данного руководства говорится о том, как построить колодец, снабжаемый водой из пруда. Во второй части рассказывается, как построить колодец, снабжаемый водой из ручья, который является неограниченным источником воды, а потому с ним следует обращаться осторожно.

Использовать реку как источник воды не рекомендуется, но это сделать вполне возможно. Для этого потребуется резервуар, поскольку река — это бесконечный источник воды, приходящей на карту. Кроме того вам потребуется управлять водой с помощью шлюзов.

Для постройки собственно колодца вам потребуется каменный блок, цепь (или верёвка), ведро и механизм.


Часть первая. Водоснабжение из пруда

1. Прокопайте тоннель шириной в одну клетку в место рядом с прудом, из которого будет производиться водоснабжение.

~######
~#+++++
~######

2. Определите, сколько клеток занимает вода в пруду. Вам нужно столько же пустых клеток под вашим будущим колодцем. Лестницы считаются как пустые клетки. Колодец не обязательно должен быть на одном уровне с водой.

3. Прокопайте канал в полу в конце тоннеля. Ваш колодец будет на этой клетке или прямо под ней.

4. Прокопайте лестницу вниз, прямо рядом с каналом.

~########
~#.>+++++
~########

5. Повторяйте эти лестницу и канал так далеко вниз, как вам надо. Если у вас сомнения — копайте на уровень глубже, чем вам надо.

######
##.X#
######

6. Если вы зарылись слишком глубоко и копать больше некуда, просто сделайте низ шире.

#####
#+++#
#+.X#
#+++#
#####

7. Всё почти готово! Проверьте возможность утечек. Вы можете захотеть разместить дверь в конце тоннеля, просто на всякий случай.

8. С поверхности сделайте канал сквозь последнюю клетку, отделяющую пруд от тоннеля. Подождите, пока вся вода утечёт в колодец.

9. Постройте колодец. Вы можете построить его везде над водной поверхностью. Возможно, что вам захочется расширить тоннель, чтобы большее число дварфов могло добраться до колодца одновременно.

######
#+++##
Do++D+
#+++##
######

10. Установите дверь, чтобы отсечь осушенный пруд (или постройте стену, но это может вызвать то, что дварф влипнет в западню, оказавшись на дне бывшего пруда).

Бонусы за стиль

  • Расширьте область вокруг колодца, и сделайте там зал для встреч. Сглаженные или гравированные стены и полы сделают ваших дварфов счастливыми. Колодец должен быть сделан в слое камня, а не почвы.


  • Сделайте зазор между каналом и лестницей, в зазорах поставьте стену. Это уберет проблему некрасивости грязных лестниц внутри колодца. Будьте внимательны, из-за стен вода не зальёт лестницы и колодец должен быть вдвое глубже.
#####
#.OX#
#####

Использование прудов/бассейнов в областях с проливными дождями

Проливные дожди (heavy rains) — это дожди, идущие в течении года больше, чем нужно пруду для того, чтобы быть полным, хотя пруды и другие существующие источники воды на карте не переполняются. Пребывание в регионе с проливными дождями имеет одно большое преимущество — в ваших бассейнах будет больше воды, чем нужно для того, чтобы они были наполнены. Это позволяет им в течение года отдавать больше воды, чем они могут содержать в любой момент времени.

Заметим, что только естественно занятые клетки, которые называются «murky pools»(грязевые бассейны), будет собирать дождь — аналогичные раскопки рядом с грязевыми бассейнами собирать воду не будут. Расширение грязевых бассейнов позволит воде растекаться, но дождь будет собираться только оригинальными грязевыми бассейнами, и любая вода покрывающая 1/7 глубины в выкопанных клетках имеет тенденцию испаряться, что нормально для воды. Кроме дождей, пополняющих грязевые бассейны, других способов собирать дождевую воду в DF нет.

Использование ручья

Если в вашем районе есть ручей, то он может быть использован для постоянного снабжения колодца водой,

ВНИМАНИЕ: Попытки отбора воды ниже водопада по течению не работают; давление воды, создаваемое им, слишком высоко, вы утопите вашу крепость, если не будете использовать шлюзы для борьбы с этим.

Вы должны знать основы копания и т. д., чтобы понимать то, что расписано в этом руководстве.

1. Выкопайте комнату, похожую на изображённую внизу. Это проще, если она на один z-level выше ручья, но это может быть решено несколькими способами. Комната может быть любой, возможно, даже только один квадрат канала, где будут размещён колодец. Как вам угодно.

z-0

	  ###+###
	  #+++++#
	  #+++++#
	  #+++++#
	  #.....#
	  #######

ИЛИ

 	   #+#
	   #.#
  	   ###


2. Соедините ваш канал с комнатой над ручьём как показано ниже.

Туннели могут быть шире, длиннее, и могут спуститься на Z-уровень или два, если вам надо, с помощью различных методов. Вам нужно так или иначе создать проход для шахтёра — через доступ из других комнат на этом Z-уровне через двери, лестницы, всё равно как.


z-1

           
         ###########
         #+++++++++#
         #+#######+#
         #+#     #+#
         #+#     #+#
         #+#     #+#
         #+#     #+#
         #+#     #+#
############################
@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@
@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@
@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@
@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@
############################

3. Раскопайте оставшиеся два сегмента стены. Ваши шахтеры должны с легкостью смыться от воды через дверь или лестницу. Теперь у вас появился вечный источник воды. Он будет заполнить клетки траншеи до 7/7, но вода будет не заливаться в вашу крепость, а возвращаться в ручей, и таким образом, давление не будет расти.

4. Постройте колодец на одной из клеток канала в начальной комнате и покройте остальные клетки решётками/люками. Или, если вы выбрали вариант с меньшей комнатой, постройте колодец — и все готово!

Регулировка уровня воды "для продолжающих"

Предположим вы построили уже и колодец на реке и колодец не позволяющий пролезть в крепость никому кроме летающих амфибий разрушителей, тогда скорее всего проблема тонущих солдат детей и просто гражданских вам знакома, равно как и проблема вылавливания трупов из колодца.

Будем считать что у вас есть бесконечный источник воды (подземное озеро, водоносный горизонт, река, океан — не важно) и он или уже защищён от вторжений или вам плевать на вторжения через колодец и вы не параноик будем строить колодец с уровнем воды равным 4/7, чтобы упавшие не тонули, колодец работал, а трупы особо усердных суицидников можно было достать без заморочек.

z-0

	  OOOOOOOOOO
	  O+++++OO>O
	  O+++++++.O
	  O+++++OOOO
	  O+++++O
	  OOOOOOO
z-1
                 OOOOOOOOOO
          OOOOOOOO<O++++++O
          ~~~~~~WD#W++++++O
          OOOOOOOO^O++++++O
                 OOOOOOOOOO

z-2
                 OOO
                 O+O
                 OOO

Итак сверху — зал встреч с колодцем углублённым в тупик, чтобы поменьше народу падало вообще (метод стандартный но не спасающий) и лесенкой назад из колодца. Ниже подключение к вашему водопроводу, W — стена из решётки, которая должна защитить дверь от всего мусора способного его заклинить и колодец от всех кто неспособен разломать решётку. D — соответственно дверь-регулятор (не шлюз, а дверь она работает гораздо быстрее а в остальном разницы никакой) и плита настроенная на работу 0-3. Связываем дверь с плитой, открываем дверь дополнительным рычагом, сносим рычаг и система готова к работе, можно подавать воду. Третий уровень перекрытый решёткой нужен для того, чтобы не было плохих мыслей от осадка грязи в воде, а бассейн справа для того чтобы снизить скорость изменения уровня воды в колодце при открытии двери т.к. одну клетку хороший водопровод наполнит слишком быстро. Ну и ещё одна решётка чтобы упавшие не попадали в бассейн справа даже если дверь откроется и создаст небольшое течение.

Можно добавить люки на полу в бассейне справа, сухой резервуар под ним и рычаг сливающий всю воду мгновенно, чтобы спасти даже тех кто при падении потерял сознание или упал уже без сознания. Однако с этой системой у меня не было ни одного утопленника и без дополнительных люков. К тому же это требует системы отвода воды из сухого резервуара, перестройки плиты на 1-4 вместо 0-4 и больших проблем с запуском системы в штатное положение (вместо рычага наливать вёдрами до 1/7 с учётом бассейна)

Смотри так же