Double-slit method

Двухщелевой метод — метод пробития водоносного горизонта неопределенной глубины, предложенный QuantumMenace на форуме. Метод назван именно так за использование двух каналов-щелей по бокам площадки 2×2 тайла.
С помощью щелей пробивается водоносный слой уровнем ниже, из-за чего они наполняются водой (рампы канала становятся синими). Эта вода может быть перекачана из одной щели в другую с чуть большей скоростью, чем та, с которой водоносный слой успевает заливать канал. Пока один дварф качает помпу, другой может спуститься по рампе в осушенную щель и закупорить нижний этаж стенами.
Осушение водоносного слоя
Перед тем как осушать водоносный горизонт, неплохо узнать о его некоторых основных особеностях.
Помните: Тайлы водоносного горизонта — это тайлы земли, которые производят воду, но также поглощают её. Мы можем осушить водоносный горизонт через него, независимо от того, имеет ли он высоту 1 z-уровень или несколько z-уровней.
Многоэтажный слив
Двухщелевой метод для всех слоев водоносного горизонта, кроме самого нижнего, использует трюк с многоэтажным сливом. Заключается он в том, что как только удается вскрыть доступ к горизонту ниже, вся вода из верхних слоев горизонта уходит в образовавшуюся дыру.
![]() |
Осушение в пределах одного слоя
Двухщелевой метод подразумевает иную перекачку воды на самом нижнем слое. Здесь вода выкачивается из тайла, залитого водоносным горизонтом на пустой уже осушенный тайл уровнем выше, откуда вода утекает обратно вниз и поглощается тем же самым горизонтом. Разумеется, чтобы вода могла утечь, в тайле-приемнике воды должен быть пробит пол (каналом либо лестницей вниз).
![]() |
Обучающий эмбарк
Далее двухщелевой метод будет описан в виде пошаговой инструкции. Для первого раза имеет смысл собрать эмбарк, идеальный для пробития водоносного горизонта и не предназначенный для дальнейшей игры. Для полноты эксперимента место высадки надо взять в лесистом месте недалеко от океанов, чтобы гарантированно получить на старте многослйный горизонт. Экспедиция будет состоять из:
- 1 Proficient Miner
- 2 Proficient Carpenter
- 1 Proficient Wood cutter
Можно выкинуть наковальню, одну кирку и все колчаны, лестницы, костыли и прочую ерунду, чтобы купить полную повозку бревен. Это сэкономит время на рубке деревьев. Как минимум одна кирка и топор должны остаться.
Процесс
Подготовка
Из дерева строим столярку и делаем все необходимые детали:
Тогда же закажите деревянные блоки на повторе. Вы также можете назначить несколько близлежащих деревьев для рубки на случай, если у вас закончатся привезённые бревна.
Поскольку приведенные ниже шаги повлекут за собой огромное количество отмен работ, что потребует приостановки и возобновления строительства, назначьте общественную зону прямо над местом раскопок, чтобы обеспечить постоянный и постоянный приток свободных дварфов, которые будут принимать задачу каждый раз. Сейчас также хороший момент, чтобы включить Pump Operating (в разделе Engineering) как можно большему количеству дварфов, чтобы обеспечить стабильную перекачку воды.
Смотрим, с чем имеем дело
Копаем до водного горизонта
Копаем 2×2 лестницу вниз к водоносному слою:
![]() |
![]() |
Проверяем, есть ли под первым водоносным слоем еще слои
![]() |
![]() |
Когда выкапываем лестницу вверх/вниз в горизонте, ставим игру на паузу и через . пошаговую раскадровку ловим момент вскрытия тайла, пока туда не успела налиться вода.
![]() |
![]() |
Если в описании нижнего блока написано «Damp что-то», то ниже идет еще один водоносный слой и дальше мы сможем слить в него воду из верхнего слоя. Если слова Damp нет, и это нормальный камень, то придется справляться с последним слоем горизонта.
Справляемся с верхними слоями
Нам надо перелить один слой горизонта в тот, что под ним.
Сливаем верхний слой в нижний
Надо получить доступ к нижнему слою горизонта, чтобы его вскрыть:
![]() |
![]() |
Теперь будем выкачивать воду с одной щели в другую. Помпу можно строить только на полу, на лестницах нельзя.
![]() |
![]() |
К сожалению, помпа не работает, если в тайле-источнике осталась лестница.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Опять требуется помощь . покадрового воспроизведения, чтобы «подсмотреть» состояние слоя под раскапываемым. Когда слева лестница выкопана, разворачиваем помпу и по той же схеме выкапываем лестницы справа. Не забываем прокопать канал в тайле-источнике помпы. Должно получиться что-то типа этого:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Теперь можно разобрать помпу. Верхний слой теперь утекает в нижний и доступен безо всяких насосов.
Задраиваем верхний этаж
Теперь можем застроить верхний уровень горизонта стенами. Эта процедура может занять игровой месяц. Для ускорения постройки можно сделать стены из блоков, а не бревен. Меньше всего пробуксовок и отмен будет, если строить стены в указанном порядке:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
С этого момента наших шахтеров и строителей начинает волтузить водой туда-сюда, так что дальнейшие стены ставятся по одной. Периодически работы будут прерываться, возобновляем их ручками.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Теперь у нас загерметизирован один этаж в горизонте. Если ниже располагаются еще два и более водоносных слоя, повторяем ту же процедуру. Если нет, переходим к пробиванию последнего слоя.
Справляемся с последним слоем
Если вам не повезло и слоев было много, значит стартовая позиция выглядит так:
![]() |
Или же посчастливилось попасть в однослойный горизонт, тогда картинка такая:
![]() |
В любом случае надо подготовится к перекачке воды с щели в щель.
Подготовка
Если горизонт однослойный, этот шаг проходится на раз:
![]() |
![]() |
Когда будет готово, переходим сразу к застройке последнего слоя.
Однако если вместо рамп уже накопаны лестницы вверх/вниз, их придется переделать. Помпы не могут выкачивать воду из тайла со ступенями, но дварфам нельзя перекрывать доступ к обеим щелям. поэтому:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Нельзя скапывать обе лестницы у щели. Щель должна оставаться доступной всегда. Либо по ступеням, либо по рампе. Только после строительства рампы можно дальше доделывать щель.
![]() |
![]() |
Теперь надо подвинуть помпу на другую площадку. Чтобы не потерять доступ к этажу, поступаем так:
Только после этого переходим на следующий этап.
Огораживаем нижний этаж
Самый продолжительный этап. Отнимет 2-3 месяца. Стартовая позиция может выглядеть по-разному:
![]() |
![]() |
Единственное их отличие в материале стен и рамп, они натуральные в первом случае и деревянные во втором. Но дальнейшая процедура для них одинакова. Так как многослойный горизонт пробивать веселее, рассмотрим процесс на примере него.
По ходу строительства стен в водоносном слое постройка будет замораживаться очень часто. Надо помнить, что за каждое касание к стене, даже если оно заняло всего долю секунды, строитель все равно успевает чуть-чуть продвинуть постройку ближе к завершению. Поэтому постоянное возобновление работы рано или поздно даст готовую стену. Надо запастись терпением и просто нажимать q и s, столько раз, сколько потребуется. Опять же, строительство из блоков идет гораздо быстрее, чем из бревен.
Следите за оператором помпы, чтобы увидеть стрелки статуса — лучше всего прекращать откачку и менять оператора, когда ни одного из ваших дварфов нет в траншее. Также неплохо было бы заказать и построить пару кроватей, чтобы глупые дварфы не решили вздремнуть прямо на дне.
Не забываем, что дварфы не могут построить стенку по диагонали. Из-за этого надо начинать с самых труднодоступных стен. Лучше всего строить строго в таком порядке:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В теории можно теперь построить стену на месте ступеней слева внизу. После чего можно безопасно снести огороженную рампу, построить лестницу и копать дальше вглубь до пещер, и воспользоваться ими для слива воды, как это сделано, например, здесь. Тогда помпа уже будет не нужна.
С другой стороны, всего пара шагов осталась до полной изоляции этажа, без необходимости открытия пещер, и в целом более безопасного подхода.
Оставляем рампу и ступени. Вместо этого разворачиваем помпу и продолжаем процедуру зеркально.
![]() |
![]() |
Разбираем рампу в источнике помпы и ставим там стену. Если рампа натуральная, можно строить прямо поверх нее.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Теперь финал. Сдвигаем помпу на южные тайлы.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Не выкапываем последний тайл водоносного слоя, он все еще может всасывать воду и понадобится нам в качестве слива. Разворачиваем помпу, сносим мешающие ступени над источником.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Можно разобрать помпу, она больше не нужна. Единственный способ выкопать последний водоносный блок — диагонально, либо сверху. Поэтому.
![]() |
![]() |
В принципе, это все. Оставшаяся вода уже не сможет помешать и испарится.
Наводим марафет
Когда избавились ото всех водоносных тайлов, вода 7/7 с рампы растечется по этажу и испарится. Можно сносить ненужные внутренние стены и рампы.
![]() |
![]() |
Наши поздравления. Теперь у вас есть лестничный пролет 4×2 насквозь через водоносный горизонт. Будьте осторожны с этажом под нижним водоносным слоем, его нельзя расширять более, чем на один тайл. Вода может хлынуть с потолка, и сделает она это без предупреждения, опасные стены не будут помечены как «промокшие». Для безопасности над вашей крепостью должен оставаться слой камня хотя бы в один этаж высотой.
Вариации
- Двери можно строить по диагонали, что позволяет выкапывать и отгораживать труднодоступные тайлы по одному. Обязательно предусмотрите слив внизу лестницы на случай, если мародерствующий тролль или истеричный дварф решит разрушить двери вашей дамбы.
- На самом деле нет необходимости перемещать помпу вертикально. Если не перемещать помпу вверх, это упростит логистику за счет замедления строительства на тайлах дальше от помпы (больше отмен задачи).
- Двухщелевой метод можно легко расширить до площади в 4х3. Оставив для доступа среднюю лестницу, вы сможете избежать необходимости деконструкции и перестройки полов и лестниц. Вы также можете построить и использовать две помпы одновременно, чтобы повысить безопасность и ускорить строительство на самом нижнем уровне водоносного горизонта. По итогу вы можете создать центральную лестницу 3х3 через водоносный горизонт.
Ссылки
- Туториал на Ютубе по этому методу, с использованием слива в пещерах.
- Другой туториал безо всяких альтернативных маневров.
- Пост QuantumMenace.