Помогите! Гражданские лезут на поле боя!
Используйте сигналы тревоги для ограничения передвижения дварфов в указанных норах.
Дварфы так же могут пытаться собирать предметы с поля боя, особенно экипировку павших товарищей или товары разорённого каравана.
Например, запретить уборку мусора можно в меню приказов Standing orders -> r — везде или o — вне крепости.
Бункер
Бункером можно назвать мини-крепость в крепости. Это набор комнат, отличающийся маленькой площадью, но имеющий всё необходимое, чтобы обеспечь выживание некоторого количества гражданских дварфов на случай осады.
Пример устройства
Например, бункер можно создать так: сразу за воздушным шлюзом входа, где есть только рычаг с внутренней стороны, чтобы первый добежавший дёрнуть его дварф был гарантированно в безопасности, подключённый к подъёмному мосту или шлюзу, находится зона собраний, сделанная из маленькой столовой и склада с продовольствием.
Чуть глубже - несколько кроватей (обычно хватает двадцати штук, причём четыре из них относятся к госпиталю). Комнатка для мастерской, которую можно переформировывать в любую необходимую в конкретный момент (например, кухню пересобирать в винокурню), пара универсальных складских помещений. По желанию, если есть охота заставлять дварфов таскать воду, то можно сделать трёхъярусную ферму с ярусом для свиней, покрытыми илом полями и небольшим резервуаром с питьевой водой.
Когда бункер будет достроен, необходимо выделить его как новую нору и, когда придёт время, через экран ополчения поставить на эту нору тревогу для гражданских. Все дварфы, выполняющие свои распоряжения вне бункера бросят свои дела и отправятся в безопасные помещения.
Теоретически (а пару раз доказано на практике), это обеспечивает стопроцентную выживаемость запершихся внутри такого бункера на время осады или нападения мегатвари, при условии, что они будут отбиты/повержены войсками или автоматизированными/дистанционно управляемыми ловушками.
Но даже если это у вас не сработает, не огорчайтесь, ведь проигрывать - весело!