Minecart

Материал из Dwarf Fortress Wiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Minecart.png

Вагонетки помогают дварфам перемещать предметы. Они делаются из дерева или металла в плотницкой мастерской или в кузне соответственно (требуется 2 слитка металла). Они позволяют перевозить в пять раз больше вещей, чем тачки, но имеют недостаток в виде занимающей много места, а порой даже опасной системы путей. Интерфейс управления вагонетками сильно отличается от управления тачками: вагонетки управляются из hauling меню ru.

Базовое использование вагонеток

Вагонетки можно использовать для быстрой транспортировки жидкостей, и/или большего количества различных предметов, но для функционирования системы нужно выполнить ряд условий. Прежде всего вам нужна сама вагонетка, изготовления в любой мастерской плотника или кузнице. Для возможности передвижения вагонетки нужно вырезать или построить пути. И наконец, вам нужно будет построить остановки на вашем треке, где вагонетка будет стартовать или останавливаться.

После создания остановок и привязывание вагонетки к треку, вы должны создать логику маршрута, соединяющих несколько остановок и назначить стартовые условия на каждой остановке. Это делается через hauling меню ru. Самые основные условия как и в каком направлении вагонетка должна начать двигаться. Вагонетки могут либо Pushed (дварф подходит и один раз толкает вагонетку), либо Guided (дварф будет постоянно толкать вагонетку до остановки), либо Ride (дварф, толкнет и запрыгнет в вагонетку). Использование вагонеток требует включенной работы "Push/Haul Vehicles", включенная по-умолчанию у всех дварфов. Чтобы выбрать, какие предметы надо перевозить, вам нужно назначить: какой тип предметов будет загружены и выгружены, и привязать к нужному складу.

Емкость и вес

Вагонетки имеют емкость в 5 раз больше, чем тачки.

Пример емкости одной вагонетки

Предмет Количество
камень 5
древесина 10
блоки/слитки 83
готовые блюда 500
spiked balls 500
mace 625
spears 1250
ткань 2500

Вес загруженной вагонетки не влияет на начальную скорость при толчке или ускорении роллером. Однако вес загруженной вагонетке будет влиять на срабатывание нажимной плиты, настроенной соответствующим образом.

Вес различных вагонеток

Тип вагонкти Пустая вагонетка Полностью загруженная вагонетка(предметы)
oaken minecart 28Γ 378Γ (10 oak logs)
platinum minecart 856Γ 10482Γ (gold bars)


Создание путей

Пути могут быть построены двумя различными способами: Вырезаны в слое породы или построены. Различия описаны ниже.

Простой путь

Вырезание в натуральном камне

Слой натурального камня, обозначенный (d T) полосой шириной в один тайл, вырезается в прямой двунаправленный путь. Для создание поворотов и развилок нужно просто снова обозначить путь, перекрывающий другой уже существующий или намеченный путь. Вырезанный путь удаляется сглаживанием камня, на котором он находится (путь можно будет снова вырезать на этом месте), или постройкой на нем пола или стены. Путь может быть вырезан на любом натуральном тайле пола, грубом, сглаженном и даже выгравированном, обеспечивая простой способ удаления некачественных или нежелательных гравюр с пола.

Постройка

Путь может также построен как обычные конструкции (через b C T). Этот метод ресурсозатратный, один тайл пути требует одной единицы строительного материала, и времязатратный, нельзя обозначить строительство больше 10 тайлов. Повороты, развилки и рампы назначаются отдельно. Это единственный способ построить путь над землей и на почве. Удалятся построенные пути также как и обычные конструкции. Будьте внимательны, удаление пути, построенный на натуральной рампе, удаляет ее, оставляя после себя пол.

Рампы

Вырезание в натуральном камне

Вырезание рампы из натурального камня немного запутана: чтобы вырезать двусторонний путь на рампе (только из натурального камня, на построенной это не сработает), вы должны обозначить путь через нее в направление, куда должен идти путь. В противном случаи, на рампе будет обозначен конец пути. Это можно легко исправить, сгладив рампу.

Постройка

При постройки путевой рампы, нам изначально нужно будет выбрать направление для соединение пути. Например, путь, идущий с запада (West) на восток (East), потребует Track (EW), Track/Ramp (EW) и стену. Неправильное установка рампы может привести к сходу с рельс вагонетки.

Пример рампы

Простая рампа выглядит следующим образом:

z +0   z +1
░░░░   ░░░░
═▲o    ░▼═
░░░░   ░░░░

o : стена

Вырезание поворотов на рампе довольно не интуитивно. Сначала нужно разметить путь до рампы, а потом с это же места назначить путь в стену, где сверху над ней продолжается путь. Другими словами, это обычный поворот, только он на рампе и его продолжение уходит в стену.

z +0    z +1  
░░░░░   ░░░░░ 
░░░░░   ══╗░░ 
 =▲░░   ░░▼░░ 
░░░░░   ░░░░░ 

Маршруты перевозки

Надлежащее создание маршрутов имеет важное значения для функционирования железнодорожной системы. Создание маршрутов, остановок, условий загрузки и выгрузки и связей со складами осуществляется через hauling menu.

Маршрут

Новый маршрут создает клавишей r. Существующий маршрут можно удалить x клавишей, и также n переименовать. Перед началом работы, маршрут должен иметь по крайней мере одну вагонетку, назначаемая клавишей v. Можно также назначить вагонетку к определенной остановке на маршруте.

Остановки/станции

Есть два типа остановок. Первый тип назначается через клавиши hs, связывая его к уже существующему маршруту. На этой остановке назначается погрузка/выгрузка вагонетки. Для удобства назовем станцией. Второй тип остановки строится через b C S прямо на путях, позволяя гибко контролировать скорость вагонетки в режиме Ride и Push, а также давая очень полезную функцию автосброса. Станцию можно назначить на любом доступной тайле, выделив его курсором и нажав s. Порядок станций на маршруте изменяется клавишей p. Станцию можно удалять и переименовать также как и маршрут, клавиши x и n соответственно. Клавишей Enter определяется перечень загружаемых/выгружаемых грузов.

Порядок отправления

Порядок оправления включается в себя условия как вагонетки начнет двигатся по маршруту. Каждое условие включает в себя:

  1. Режим движения (Guide, Ride or Push).
  2. Направление движения (NSEW).
  3. Таймер отправки.
  4. Количество загруженного груза в вагонетку.

Порядок оправки создается клавишей n. По-умолчанию будет установлена настройка "guide north immediately when empty of desired items" ru. Эта настройку можно произвольном образом изменить, изменяя режим p, направление d, а так же переключаясь между базовым c и расширенными настройкамиC, выбирая загруженность вагонетки (от 0% до 100% с шагом 25% f F, для переключения максимума и минимума m), переключая перечень предметов l(Любые предметы/желательные предметы) и назначая таймер отбытия t T. Желательные предметы определяются перечнем загружаемых/выгружаемых грузов на действующей станции.

Привязка к складам

Клавишей s связывается склад и станцию, клавишей p выбирается сам склад, а клавишей t порядок погрузки/выгрузки.

Важное замечание, остановки и маршруты будут работать, даже если пути не построены или не доступны. В этом случае дварф путем толкать вагонетку по голому полу к следующей станции по маршруту.

Каждая новая станция имеет установки установленные по умолчанию. По этой причине новые станции обозначаться желтыми восклицательными знаками (!) для избежания проблем с работой.

По факту, остановки не являются обязательными. Однако они могут быть полезны для автоматизации сброса предметов из вагонетки, экономия время. Автосброс будет работать даже в режиме Guide и во время загрузке, при условии если станция назначена на построенной установке. Остановки удаляются также как любые постройки через q x

Поиск и устранение неисправностей

Из-за сложности системы, могут и будут возникать проблемы с использованием вагонеток. Большинство проблем возможно диагностироть и вовремя исправить в меню транспортировки h.

Симптом: ! Set dir/connect track сообщение появляется справа у одного или более станций.

Возможные причины:

  • Направление начала движения не возможно или недопустимо. Отредактируйте станцию, используя меню Enter d, выберите корректное направление.
  • Остановка не может построена на конце трека. Придется демонтировать остановку.
  • Разрыв пути. Вы построили путь не правильно. Убедитесь, что вы связали станции не односторонним путем.
    • Такое часто случается с рампами. Вырежьте на натуральной рампе двунаправленный трек, для обеспечения связи с верхнем путем.
    • Восходящий путь на рампе должен упираться в стену(природная или построенная), в противном случае рампа считается не рабочей.
  • Загружаемый груз не правильно настроен. Проверьте настройки станции.

Симптом: Статус 0% V всегда появляется на одной из странции.

Возможные причины:

  • На станции не возможна загрузка со склада. отредактируйте станцию Enter и убедитесь, что там есть сообщение вроде "Take from Stockpile #1".
  • Груз должен быть разрешен на хранение и быть в наличие на складе.
  • На станции стоит остановка с автодампом. Весь выгружаемый груз автоматически скидывается, не позволяя загрузить вагонетку. Вам придется демонтировать остановку или изменить положение станции.
  • Убедитесь, что сама вагонетка не обозначена как мусор.

Симптом: Дварф берет вагонетку и в ручную несет на станцию.

Возможные причины:

Опишу чуть позже.

Опасность

Вагонетки хороши не только для добычи гоблинита, но и для доставки его до плавилен.

Вагонетки не безопасны. Конечно, создание путей автоматически ставит значение для traffic на низкое (это означает, что дварфы скорее пройдут по пути с более высоким значением), но дварфы всё равно могут по ним ходить. Если невезучий дварф не уклонится от вагонетки, то он (или она) будут повреждены, а может даже и убиты. Использование режима guide позволяет снизить потенциальную опасность. Ведущий перед собой тележку дварф, автоматически выставляет пути как зону нормального движения, очищая обозначенный ранее трафик. Пути проходящий через мосты никогда не меняют трафик движения, что требует осторожности при переключение режимов. Опасности не всегда связаны со сбиванием жертвы. Небрежное обозначение маршрута может привести к сходу с рельс или столкновение вагонеток друг с другом. Если это произойдет, то все предметы в вагонетки разлететься вокруг, что вызовет исполнение большего большего количества работ по переноске. Если перевозимый предметы были оружием, то не исключено ранения рядом находящийся существ. Конечно же, вагонетки могут использованы как оружие или ловушка.

Дополнительное использование и автоматизация

Специфику движения вагонеток реализуются через остановки, роллеры и нажимные плиты, настроенная на условие "Track". Поскольку все три считаются постройками, они не могут быть вместе построены на одном тайле (Однако, остановка и нажимная плита могут), на не простой рампе, и удаляются через q x.

Дополнительно о остановках

Постройка остановки, позволяет автоматизировать железнодоброжную ситему через регулирование трения и автоматического сброса содержимого. Они строятся из любого строительного материала через b C S; трение и автосброс должны быть выбраны до самой постройки, и эти параметры позже невозможно будет изменить; Однако, остановку возможно привязать к рычагу или нажимной плите, отключая трение и автосброс (сигнал On = остановка выключена, сигнал Off = остановка включена).

Если склад находится на тайле, куда направлен автосброс, то предметы соответствующие складу автоматически приписываются складу. Заполнение таким образом не ограничено как на обычном сладе, что позволяет хранить неограниченное количество предметов на одном тайле. Это является эксплоитом. Квантовый склад работает так же как и обычный: его возможно связать с другим складами и мастерскими. Предметы, выброшенные автосбросом, в открытое пространство будут падать вниз z-levels, пока не упадут на твердую поверхность. Предметы упавшие на область, размеченную как склад, автоматически являются частью склада. Предметы упавшие сверху на вагонетку не будут заполнять ее. Предметы упавшие на голову существа могут его убить, используйте с осторожностью.}

Автоматизация движения

Роллеры

Roller

b-m-r

или
X
Иконка


Постройка
Материалы Строитель
Потребляемая мощность

Использует 2 единицы мощности на тайл (независимо от скорости).

Роллер - это тип путей, который создаётся используя механизм в b M меню, через кнопку r. Ролики должны быть подключены к источнику механической энергии(2 единицы). Их полезно использовать на длинных участках, поднятие вагонетки по рампе на следующий Z-level без участие дварфов, использование в опасных местах и разгона вагонеток до экстремальных скоростей. Длинна роллера, направление и величина скорости задается при строительстве.

Роллер не ускоряет вагонетку, а просто задает скорость на выходе. Если вагонетки движется медленнее, чем скорость роллера, то на выходе вагонетка получает нужную скорость. Но если вагонетка движется выше скорости роллера, сброс скорости производит не будет. Если вагонетка движется в противоположную сторону, то роллер может изменить направление. Но если скорость выше критического значения, вагонетка проскочить роллер без изменений. Если роллер направлен перпендикулярно движение вагонетки, конечная скорость складывается, что может привести к сходу рельс. Это можно избежать постройкой стены или другого заграждения, гасящий скорость. Роллер можно установить прямо на рампе, помогая при подъеме. Роллер можно построить сверху или снизу рампы, а также на открытом пространстве, если рядом находится существующая машина (вал, редуктор или насос). Стоит помнить, что роллеры могут выйти из строя в условиях низкой температуры. Роллер возможно построить на не выровненном поле (или вообще без пола, при условия поддержки другой машины), это никак не влияет на движение вагонеток.

Из-за однонаправленного характера роллера, их не удобно использовать на двунаправленных путях. Тем не менее, в режиме Guide роллеры полностью игнорируются, а обесточенный роллер ведет себя как обычный путь. Использование связанных нажимных плиты и редукторов(отключение питание роллера), позволяет создавать сложные магистрали.

Передача энергии роллеры происходит только по направлению перпендикулярного движению роллера. Но по неизвестным причинам, роллеры передают энергию вдоль пути, но это не гарантировано и не стоит полагаться на это. Роллеру не возможно передать энергию сверху.

Импульсные рампы/Impulse ramps

Вагонеткам возможно передать скорость без роллеров и изменить z-level при помощи явления, называемым "импульсом рампы". Если вагонетка сошла с рельс на восходящей рампе, рампа ускоряет вагонетку, как будто она падала с Z-уровня, даже если вагонетка не меняет Z-уровне вообще.

Пример прямого импульсного ускорения:

 ▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒
═╚╚╚╚╚╚╚╚╚╚═
═ : Обычный путь
╔,╚,╗,╝ : N/E Track/Ramp(Разметка путевых рамп)

    z +0          z +1 
▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒  ▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒
═▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲═  ▒▼▼▼▼▼▼▼▼▼▼▒ 
▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒  ▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒
 
Так это будет примерно выглядит.


Если вагонетка войдет слева, то она получить ускорение на каждой рампе, получая на выходе очень высокую скорость.

Другие забавная вещь импульсной рампы заключается в том, что они дают чуть больше скорость, чем необходимая для подъема вагонетки по обычной рампе. Таким образом, вы можете просто сделать восходящую спираль переменных импульсных рамп и обычных восходящих рамп. Это не требует энергии, быстро и дешево построить, требуется только копание каналов и вырезание путей, и вагонетка сможет быстро поднятся, не развивая критической скорости, при которой все содержимое разлетается.


Пример импульсного подъема:

          Разметка
z +0    z +1    z +2    z +3
░░░░░   ░░░░░   ░░░░░   ░░░░░
░╔░░░   ░▼╚╗░   ░░▼▼░   ░░░░░
░╝░░░   ░▼░░░   ░░░╔░   ░░░▼░
░▼▼░░   ░░░░░   ░░░╝░   ░╚╗▼░
░░░░░   ░░░░░   ░░░░░   ░░░░░
 
         Готовый вид
z +0    z +1    z +2    z +3
░░░░░   ░░░░░   ░░░░░   ░░░░░
░▲░░░   ░▼▲▲░   ░░▼▼░   ░░░░░
░▲░░░   ░▼░░░   ░░░▲░   ░░░▼░
░▼▼░░   ░░░░░   ░░░▲░   ░▲▲▼░
░░░░░   ░░░░░   ░░░░░   ░░░░░
 
░ : Стена
╔,╚,╗,╝ : Track/Ramp (Разметка путевых рамп)
▼ : Нисходящая рампа (пустое пространство)


Физика путей

При толчке, вагонетка начнет двигаться по рельсам по прямой, пока они не съедут с рельсов, или не столкнутся с поворотом. Случай с Т-образным перекрестком, пока еще не определен.

Поведение вагонетки в разных ситуациях:

     A <-> B               A <-> C               A <-> B      
       B╥                    B╥                    B╥
        ║                     ║                     ║ 
    A╞══╝                 A╞══╩══╡C             A╞══╬╗
                       Вагонетка поедет             ╚╝
  Путь работает            A <-> B            Путь работает
                    только в режиме Guide       

Во втором примере выше, если вы толкнете en вагонетку из В в А или С, то вагонетка съедет с путей.


Примеры использования

Маленькая схема того, что необходимо для нормальной работы одного кусочка железной дороги. Цель, скажем, переброс выкопанного камня к хранилищам. Не скажу, что для этого требуется вагонетка - всё то же самое можно сделать и тачками. Но так забавнее. Обратите внимание на подчеркнутые вещи - это важно! В комментариях разъяснения к ним.

План тестовой дороги.

Склад камней #1 - настройки "обычные", разрешен любой камень, размер склада 1х1, 1 тачка.
Склад камней #2 - нужное нам (или временное) место складирования. В настройках (a) Will Take From Links Only, чтобы никто не вздумал переть сюда камень другими путями.
Stop 1
- Guide east immediately when full of desired items (в настройках /Enter/ включен также камень)
- Take from Stone Stockpile #1
Stop 2
- Guide west immediately when empty of any items.
- Give to Stone Stockpile #2

Помните: остановки строятся поверх рельсов а не сбоку от них!

И в общем-то все. Приписать вагонетку к маршруту, и последовательность будет такой:
1. Дварф идёт к складу 1, берет тачку, бежит за камнем.
2. Привозит его на склад 1, бросает, тут же поднимает и вручную переносит в вагонетку.
3. Загружает таким макаром 5 камней, и толкает её направо.
4. Дотолкав, скорее всего он же (или другой кто) берёт тачку со склада 2 и аналогично перевозит камни на склад 2.
5. Когда тележка освобождается, свободный дварф толкает её назад к складу 1 и процесс повторяется.

Какой дварф не любит быстрой езды.

Заметки, идеи, и комментарии.

1) Можно сделать Push или Ride вместо Guide.

  • Push - толкнет её, она намного быстрее доедет до конечной остановки.
  • Ride - дворф запрыгнет на вагонетку и поедет вместе с грузом.
  • Guide - будет толкать перед собой, самый медленный но более безопасный метод.

При Guide у меня дварф сворачивал на развилке, если это было нужно.
При Ride он ехал только прямо по путям, приезжал не туда и вручную пер вагонетку на Stop 2.
Возможно, вагонетки можно регулировать на развилках остановками с минимальным сцеплением, но я пока не пробовал.
2) На Stop 2 настройка - empty of any items. У меня не получилось сделать empty of desired items и как-нить сделать чтобы камень вытащили. Либо вагонетку сразу толкали назад на Stop 1 (типа условие выполнено, можно толкать), либо она стояла и никто не разгружал с неё камень на Склад 2.
3) Вопрос - как ограничивать доступ к временному Складу 1?.. Ведь кончатся камни поблизости - и есть шанс, что на него потащат из тридевятого царства какой-нить булыжник...
4) Мысль после всего продумывания 3. - скорее всего, не предполагалось вагонетки использовать для такого вот "собирательства". Больше для ситуации типа мастерская1->склад1->ж/д->склад2->мастерская2
5) Создание третьей остановки на развилке - это вообще гемор. Я не смог заставить дварфа до-Ride-ить без перерыва со Stop1 до Stop2 через промежуточную станцию.
6) Нагрузка вагонетки не влияет на горизонтальный пробег. Проверено на длинной прямой линии, причем в конце она слетала и ехала по полу (иначе линия бы нужна была слишком длинной). И с загрузкой и пустая, после толчка уезжала, и доезжала до одного и того же места.
7) Остановка с автосбросом.
Сработает даже если не прописана в роуте вагонетки, и даже если вагонетка проскочит не останавливаясь. Таким образом, можно делать отходник для всякого мусора - построить длинный туннель, на конце помещение/яму, вокруг ней сделать "возвратный круг" (чтобы вагонетка сама вернулась) и остановку с автосбросом. Загружаем трупы - пинаем - и вуаля, волшебным образом вагонетка возвращается пустой.
Кстати, бонус - таким образом и всякие зомби оттуда будут чуток уничтожаться. Поставим что пинать всегда, даже если вагонетка пустая....