Wound: различия между версиями

Материал из Dwarf Fortress Wiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м (переименовал DF2010:Wound в Wound)
м (Удалил шаблон качества)
 
(не показано 26 промежуточных версий 9 участников)
Строка 1: Строка 1:
Существует четыре степени тяжести различных ранений: от незначительных до полной потери конечности или органа.
Обозначение цветом (по умолчанию):


:{| border=0 cellpadding=0 cellspacing=1 style="background: black"
|-
|<font color="#ffffff"> '''NONE''': Никаких зафиксированных свежих ранений на этой части тела или органе.</font>
|-
|<font color="#808000"> '''MINOR''': Ранение, не затронувшее функции или целостность органа (может оказаться тяжёлым кровотечением).</font>
|-
|<font color="#ffff00"> '''INHIBITED''': Повреждение мышц, строения или работоспособности — но без потери органа.</font>
|-
|<font color="#00ffff"> '''FUNCTION LOSS''': Полная утрата одной из ключевых функций органа (при его частичном или полном сохранении).</font>
|-
|<font color="#ff0000"> '''BROKEN''': Полная потеря целостности органа или работоспособности мышц.</font>
|-
|<font color="#808080"> '''MISSING''': Отсутствие органа. </font>
|}
: ''([[color|Цвет]] ранений можно редактировать в [[Init.txt]].)''
== Последствия ранений ==
'''{{tt|Brain|Мозг}}''': любое повреждение мозга почти всегда приводит к немедленной смерти, за исключением {{tt|сотрясения|bruised brain}}, которое дварфы иногда переживают. В последнем случае никаких эффектов не наблюдается.
'''{{tt|Eyes|Глаза}}''': повреждение глаз причиняет невыносимую боль, чаще всего с потерей сознания и впоследствии зрения, тем самым снижая восприятие дварфа.
'''{{tt|Mouth/nose/ears/cheeks|Рот/нос/уши/щёки}}''': без последствий.
'''{{tt|Teeth|Зубы}}''': потеря зубов скажется на способности кусаться.
'''{{tt|Lungs|Лёгкие}}''': любой урон одного лёгкого, кроме {{tt|поверхностного|bruised lung}}, затруднит дыхание; выживание зависит от выносливости существа. Повреждение двух лёгких почти всегда вызывает удушье.
'''{{tt|Heart|Сердце}}''': вызывает обширное кровотечение с фатальным исходом. При этом причиной смерти является именно кровотечение — само сердце для жизни не требуется. Поверхностные повреждения не влияют на состояние, разрыв сердца всегда смертелен.
'''{{tt|Pancreas/Liver|Поджелудочная железа/печень}}''': без последствий. Как известно, дварфийская печень развилась до практически полной неуязвимости, поэтому её повреждение не приводит к заметным увечьям. У дварфов самый большой размер печени среди всех разумных существ, поэтому она чаще, чем у других видов, подвергается ранениям (в неё легче попасть).
'''{{tt|Guts|Кишечник}}''': причиняет острую боль и тошноту. Существо будет неоднократно страдать рвотой, а затем и отрыжкой в зависимости от степени ранения. В результате оно будет двигаться медленнее и, возможно, у него будет обезвоживание. Разорванный кишечник может вывалиться через рану — в таком случае у существа появится след из красных «~» и сильное кровотечение, а излишне самостоятельный орган может стать целью отдельной атаки. Отрезание обнажённых потрохов приводит к тяжёлому кровотечению и почти неминуемой смерти. Отрезанный кусок кишечника можно подобрать и использовать в качестве оружия.
'''{{tt|Spinal injuries|Повреждения позвоночника}}''': повреждения позвоночника и его нервной ткани чрезвычайно серьёзны. Ранения нижней части позвоночника могут привести к потере способности стоять прямо — существо сможет только ползать. Повреждения среднего отдела позвоночника парализуют ноги, а верхнего — все конечности, так что существо в атаке сможет лишь толкаться, а скорость передвижения понизится до очень небольшой. Также это выводит из строя все внутренние органы, кроме мозга, поэтому пострадавшее существо неизбежно задохнётся в течение нескольких мгновений от лёгочной недостаточности. В целом, повреждения позвоночника обычно эквивалентны смертному приговору.
Сломанный позвонок при этом не является необратимым ущербом — играет роль только повреждение нервной ткани. Переломанный позвоночник с нетронутыми нервами со временем заживёт.
=== Отсутствие конечности ===
Как видно из названия, это говорит о том, что конечность была полностью потеряна. Дварфы с отрубленными конечностями чаше всего либо умирают от потери крови, либо остаются в [[Hospital|госпитале]] навсегда. А те, кто выздоровел, могут лишиться возможности выполнять те работы, которыми они занимались до ранения (см. [[Wound#Потеря работоспособности ног|ниже]]).
=== Потеря функциональности ===
Отметка голубого цвета «{{tt|Function loss|Потеря функциональности}}» появляется, когда обычное обозначение «{{tt|broken|сломанный}}» или «{{tt|bruised|покрытый синяками}}» по отношению к органу не имеет смысла. Обычно окрашиваются голубым внутренние органы и глаза, обозначая отказы зрения, кишечника и прочие хвори.
Дварф может повредить как двигательные, так и сенсорные нервы. К примеру, повреждение двигательного нерва в ноге означает, что дварф на неё больше не встанет, что и будет показано как «{{tt|Ability to stand lost|Неспособен стоять}}» в меню здоровья существа в дополнение к обычному сообщению о повреждении нерва. Повреждение сенсорного нерва вызывает потерю чувствительности и, предположительно, делают атаки слабее. Если дварфу с повреждениями нервов ног дать [[Crutch|костыли]], то он снова сможет ходить и быть полезным. Повреждения нервной ткани в позвоночнике отключает все нервы ниже точки повреждения. Для верхнего и среднего отделов позвоночника это может означать и отказ лёгких, то есть быструю смерть от удушья.
Можно модифицировать [[Raw_file|файлы игры]] для того, чтобы существа могли залечивать повреждения нервов в позвоночнике. Для этого необходимо найти tissue_template_default и установить параметр [HEALING_RATE:100] в шаблоне NERVE_TEMPLATE. Чем больше число, тем медленнее проходит заживление. У костей, например, скорость заживления — 1000. Тем не менее, на другие нервы этот эффект не распространяется, так как они не считаются «{{tt|нервной тканью|nervous tissue}}».
=== Рубцевание ===
Дварфы, которые перенесли серьёзные травмы, могут никогда не излечиться полностью. Повреждённый орган всегда будет показан в списке их ранений как <font color="#808000" style="background: black">'''MINOR'''</font> или <font color="#ffff00" style="background: black"> '''INHIBITED'''</font>, а в описании дварфа в меню «Thoughts and Preferences» появится информация о шраме, его размере и внешнем виде (например, {{tt|крохотный|tiny}}, {{tt|очень короткий|very short}}, {{tt|короткий|short}}, {{tt|длинный|long}}, {{tt|очень длинный|very long}}, {{tt|широкий|massive}}, {{tt|огромный|huge}}; {{tt|рваный|jagged}}, {{tt|со следами от зубов|dent}}, {{tt|ровный|straight}} и т. п.). Хотя не все шрамы оказывают влияние на возможности дварфа, некоторые приводят к появлению на экране здоровья пометок типа «{{tt|Ability to grasp somewhat impaired|Способность хватать нарушена}}». Это означает, что существо неспособно держать предметы данной частью тела (чаще всего руками). Военные дварфы с таким изъяном не смогут держать оружие в повреждённой руке. Однако, если дать ему и оружие, и щит, при следующей экипировке он возьмёт их в одну руку.
== Что делать с дварфами-инвалидами ==
Есть несколько видов увечий, от которых ваши дварфы никогда не излечатся: это повреждения нервов, потеря конечностей и некоторые виды [[Syndrome|синдромов]] (с пожизненным сроком действия). Тем не менее, даже такие дварфы могут быть полезными, если <s>правильно их готовить</s> найти им подходящее применение.
=== Ветераны войны ===
Если ваш опытный и тренированный боец из-за ранения больше не способен нести службу, из него можно сделать военного инструктора. Для этого назначьте его в отряд к необученным рекрутам и пусть он им покажет, что такое армия. Через некоторые время этот отряд можно перевести на регулярную службу, а наставника-ветерана отправить к следующей группе новобранцев.
=== Потеря функции рук ===
Потеря одной руки (или возможности ею пользоваться) почти никак не сказывается на жизни дварфа. Однако такой дварф не будет экипировать двуручное оружие, хотя всё ещё сможет брать и щит, и одноручное оружие одновременно.
Если повреждение затрагивает обе руки, ситуация плачевная. Такие инвалиды почти ничего не могут делать — даже для [[Manager|управляющих]], [[Bookkeeper|счетоводов]] и [[Broker|торговых представителей]] нужна как минимум одна работающая рука. Также они не смогут пользоваться оружием или щитами или переносить предметы. Что ещё хуже, они не в состоянии [[Cleaning|мыться]] (приводит к бесконечным [[announcement|сообщениям]] об отмене работы) или брать одежду, чтобы надеть её на себя, и рано или поздно впадут в [[Insanity|безумие]], когда вся их одежда [[Rot|сотрётся]] в лохмотья (если только на них не надета [[Armor|броня]], которая не теряет в качестве со временем). На военной службе такие дварфы могут проводить не связанные с руками тренировки, и даже могут научиться хорошо пинать противника или кусаться. Ещё их можно использовать как часовых: достаточно назначить их в [[Burrow|нору]] на сторожевой вышке, и они будут оповещать крепость о [[Ambush|засадах]]. Безрукие дварфы не могут использовать [[Screw pump|насосы]].
=== Слепота ===
При повреждении обоих глаз дварф становится слепым — и перестаёт боятся того, что происходит вокруг. Такой работник не будет бросать всё и убегать, когда рядом покажется дикое животное. В то же время, [[Quality|качество]] его работы существенно снижается, а вот работы без качества итогового продукта, например [[wood burner|выжигание угля]], не затрагивает.
=== Потеря функции ног ===
Дварфы с одной парализованной ногой или без ноги не могут ходить (а также пинать противника, хотя это уже не так существенно). Если ему ампутировали ступню или всю ногу, или же диагностировали повреждение нервов в ноге, в [[Hospital|госпитале]] ему могут выдать [[Crutch|костыль]]. После этого при любом передвижении (с костылём в инвентаре) дварф будет развивать навык «{{tt|Хождение на костылях|Crutch-walker}}» и постепенно так к этому привыкнет, что будет бегать даже быстрее, чем на двух здоровых ногах. Более того, дварфы с костылями прекрасно подходят для военной службы — даже однорукий дварф сможет держать одновременно [[Shield|щит]], [[Crossbow|арбалет]] и костыль, причём время от времени будет атаковать противника последним (поэтому рекомендуется делать костыли для военных дварфов из [[Metal|металла]]).
=== Паралич нижней части тела ===
Дварф с повреждениями нижней части позвоночника или обеих ног, естественно, не сможет использовать костыль. После формального выздоровления (вероятно, вам придётся разобрать [[Bed|кровать]], чтобы достать из неё инвалида) он всё же будет в состоянии передвигаться — но только очень медленно. В армию они определённо не годны (даже при полной готовности махать топором они окажутся на месте боя не раньше, чем битва закончится и остальные бойцы отряда начнут собирать [[Sock|носки]] павшего противника), но их можно использовать для работы на каком-нибудь одном месте. Для обеспечения успеха создайте специальную [[Burrow|нору]], которая будет включать [[Stockpile|склады]] выпивки и продовольствия и [[Bedroom|спальню]] дварфа, и отключите у него все работы, кроме желаемой (в первую очередь, переноску всего и вся). Дварф-паралитик также будет хорошим кандидатом для вашей комнаты с [[Lever|рычагами]], так как свои пять шагов он всё равно проползёт быстрее, чем здоровый дварф пробежит пятьдесят с другого конца крепости, или для торговли, если назначить его [[Broker|торговым представителем]] и прикрепить к норе на [[Trade Depot|торговой площади]]. А ещё можно назначить его [[Hammerer|Молотобойцем]] — с великолепными результатами.
В режиме приключения любой с таким увечьем обречён на скорую смерть, если только не найдёт [[Werebeast|оборотня]].
Пока ещё никто не провёл {{tt|научного исследования|!!!SCIENCE!!!}} на предмет использования [[Minecart|вагонеток]] для перемещения парализованных дварфов. Может, ваша крепость будет первой?
=== Синдром долгого действия ===
Самым распространённым [[Syndrome|синдромом]] является укус [[Cave spider|пещерного паука]], который вызывает долговременное лёгкое головокружение. Это практически не влияет на способности дварфа и имеет только одно негативное последствие: [[Quality|качество]] работы укушенного будет хуже. Даже [[Legendary|легендарные]] дварфы с таким синдромом не всегда в состоянии делать [[Masterpiece|шедевральные]] предметы; в таком случае их стоит отправить на работу, где производимый товар не имеет модификаторов качества.
[[Категория:Войска]][[Категория:Здравоохранение]][[Категория:Интерфейс]]
[[en:Wound]]

Текущая версия от 08:16, 29 августа 2019

Существует четыре степени тяжести различных ранений: от незначительных до полной потери конечности или органа. Обозначение цветом (по умолчанию):

NONE: Никаких зафиксированных свежих ранений на этой части тела или органе.
MINOR: Ранение, не затронувшее функции или целостность органа (может оказаться тяжёлым кровотечением).
INHIBITED: Повреждение мышц, строения или работоспособности — но без потери органа.
FUNCTION LOSS: Полная утрата одной из ключевых функций органа (при его частичном или полном сохранении).
BROKEN: Полная потеря целостности органа или работоспособности мышц.
MISSING: Отсутствие органа.
(Цвет ранений можно редактировать в Init.txt.)

Последствия ранений

Brain: любое повреждение мозга почти всегда приводит к немедленной смерти, за исключением сотрясения, которое дварфы иногда переживают. В последнем случае никаких эффектов не наблюдается.

Eyes: повреждение глаз причиняет невыносимую боль, чаще всего с потерей сознания и впоследствии зрения, тем самым снижая восприятие дварфа.

Mouth/nose/ears/cheeks: без последствий.

Teeth: потеря зубов скажется на способности кусаться.

Lungs: любой урон одного лёгкого, кроме поверхностного, затруднит дыхание; выживание зависит от выносливости существа. Повреждение двух лёгких почти всегда вызывает удушье.

Heart: вызывает обширное кровотечение с фатальным исходом. При этом причиной смерти является именно кровотечение — само сердце для жизни не требуется. Поверхностные повреждения не влияют на состояние, разрыв сердца всегда смертелен.

Pancreas/Liver: без последствий. Как известно, дварфийская печень развилась до практически полной неуязвимости, поэтому её повреждение не приводит к заметным увечьям. У дварфов самый большой размер печени среди всех разумных существ, поэтому она чаще, чем у других видов, подвергается ранениям (в неё легче попасть).

Guts: причиняет острую боль и тошноту. Существо будет неоднократно страдать рвотой, а затем и отрыжкой в зависимости от степени ранения. В результате оно будет двигаться медленнее и, возможно, у него будет обезвоживание. Разорванный кишечник может вывалиться через рану — в таком случае у существа появится след из красных «~» и сильное кровотечение, а излишне самостоятельный орган может стать целью отдельной атаки. Отрезание обнажённых потрохов приводит к тяжёлому кровотечению и почти неминуемой смерти. Отрезанный кусок кишечника можно подобрать и использовать в качестве оружия.

Spinal injuries: повреждения позвоночника и его нервной ткани чрезвычайно серьёзны. Ранения нижней части позвоночника могут привести к потере способности стоять прямо — существо сможет только ползать. Повреждения среднего отдела позвоночника парализуют ноги, а верхнего — все конечности, так что существо в атаке сможет лишь толкаться, а скорость передвижения понизится до очень небольшой. Также это выводит из строя все внутренние органы, кроме мозга, поэтому пострадавшее существо неизбежно задохнётся в течение нескольких мгновений от лёгочной недостаточности. В целом, повреждения позвоночника обычно эквивалентны смертному приговору. Сломанный позвонок при этом не является необратимым ущербом — играет роль только повреждение нервной ткани. Переломанный позвоночник с нетронутыми нервами со временем заживёт.

Отсутствие конечности

Как видно из названия, это говорит о том, что конечность была полностью потеряна. Дварфы с отрубленными конечностями чаше всего либо умирают от потери крови, либо остаются в госпитале навсегда. А те, кто выздоровел, могут лишиться возможности выполнять те работы, которыми они занимались до ранения (см. ниже).

Потеря функциональности

Отметка голубого цвета «Function loss» появляется, когда обычное обозначение «broken» или «bruised» по отношению к органу не имеет смысла. Обычно окрашиваются голубым внутренние органы и глаза, обозначая отказы зрения, кишечника и прочие хвори.

Дварф может повредить как двигательные, так и сенсорные нервы. К примеру, повреждение двигательного нерва в ноге означает, что дварф на неё больше не встанет, что и будет показано как «Ability to stand lost» в меню здоровья существа в дополнение к обычному сообщению о повреждении нерва. Повреждение сенсорного нерва вызывает потерю чувствительности и, предположительно, делают атаки слабее. Если дварфу с повреждениями нервов ног дать костыли, то он снова сможет ходить и быть полезным. Повреждения нервной ткани в позвоночнике отключает все нервы ниже точки повреждения. Для верхнего и среднего отделов позвоночника это может означать и отказ лёгких, то есть быструю смерть от удушья.

Можно модифицировать файлы игры для того, чтобы существа могли залечивать повреждения нервов в позвоночнике. Для этого необходимо найти tissue_template_default и установить параметр [HEALING_RATE:100] в шаблоне NERVE_TEMPLATE. Чем больше число, тем медленнее проходит заживление. У костей, например, скорость заживления — 1000. Тем не менее, на другие нервы этот эффект не распространяется, так как они не считаются «нервной тканью».

Рубцевание

Дварфы, которые перенесли серьёзные травмы, могут никогда не излечиться полностью. Повреждённый орган всегда будет показан в списке их ранений как MINOR или INHIBITED, а в описании дварфа в меню «Thoughts and Preferences» появится информация о шраме, его размере и внешнем виде (например, крохотный, очень короткий, короткий, длинный, очень длинный, широкий, огромный; рваный, со следами от зубов, ровный и т. п.). Хотя не все шрамы оказывают влияние на возможности дварфа, некоторые приводят к появлению на экране здоровья пометок типа «Ability to grasp somewhat impaired». Это означает, что существо неспособно держать предметы данной частью тела (чаще всего руками). Военные дварфы с таким изъяном не смогут держать оружие в повреждённой руке. Однако, если дать ему и оружие, и щит, при следующей экипировке он возьмёт их в одну руку.

Что делать с дварфами-инвалидами

Есть несколько видов увечий, от которых ваши дварфы никогда не излечатся: это повреждения нервов, потеря конечностей и некоторые виды синдромов (с пожизненным сроком действия). Тем не менее, даже такие дварфы могут быть полезными, если правильно их готовить найти им подходящее применение.

Ветераны войны

Если ваш опытный и тренированный боец из-за ранения больше не способен нести службу, из него можно сделать военного инструктора. Для этого назначьте его в отряд к необученным рекрутам и пусть он им покажет, что такое армия. Через некоторые время этот отряд можно перевести на регулярную службу, а наставника-ветерана отправить к следующей группе новобранцев.

Потеря функции рук

Потеря одной руки (или возможности ею пользоваться) почти никак не сказывается на жизни дварфа. Однако такой дварф не будет экипировать двуручное оружие, хотя всё ещё сможет брать и щит, и одноручное оружие одновременно.

Если повреждение затрагивает обе руки, ситуация плачевная. Такие инвалиды почти ничего не могут делать — даже для управляющих, счетоводов и торговых представителей нужна как минимум одна работающая рука. Также они не смогут пользоваться оружием или щитами или переносить предметы. Что ещё хуже, они не в состоянии мыться (приводит к бесконечным сообщениям об отмене работы) или брать одежду, чтобы надеть её на себя, и рано или поздно впадут в безумие, когда вся их одежда сотрётся в лохмотья (если только на них не надета броня, которая не теряет в качестве со временем). На военной службе такие дварфы могут проводить не связанные с руками тренировки, и даже могут научиться хорошо пинать противника или кусаться. Ещё их можно использовать как часовых: достаточно назначить их в нору на сторожевой вышке, и они будут оповещать крепость о засадах. Безрукие дварфы не могут использовать насосы.

Слепота

При повреждении обоих глаз дварф становится слепым — и перестаёт боятся того, что происходит вокруг. Такой работник не будет бросать всё и убегать, когда рядом покажется дикое животное. В то же время, качество его работы существенно снижается, а вот работы без качества итогового продукта, например выжигание угля, не затрагивает.

Потеря функции ног

Дварфы с одной парализованной ногой или без ноги не могут ходить (а также пинать противника, хотя это уже не так существенно). Если ему ампутировали ступню или всю ногу, или же диагностировали повреждение нервов в ноге, в госпитале ему могут выдать костыль. После этого при любом передвижении (с костылём в инвентаре) дварф будет развивать навык «Хождение на костылях» и постепенно так к этому привыкнет, что будет бегать даже быстрее, чем на двух здоровых ногах. Более того, дварфы с костылями прекрасно подходят для военной службы — даже однорукий дварф сможет держать одновременно щит, арбалет и костыль, причём время от времени будет атаковать противника последним (поэтому рекомендуется делать костыли для военных дварфов из металла).

Паралич нижней части тела

Дварф с повреждениями нижней части позвоночника или обеих ног, естественно, не сможет использовать костыль. После формального выздоровления (вероятно, вам придётся разобрать кровать, чтобы достать из неё инвалида) он всё же будет в состоянии передвигаться — но только очень медленно. В армию они определённо не годны (даже при полной готовности махать топором они окажутся на месте боя не раньше, чем битва закончится и остальные бойцы отряда начнут собирать носки павшего противника), но их можно использовать для работы на каком-нибудь одном месте. Для обеспечения успеха создайте специальную нору, которая будет включать склады выпивки и продовольствия и спальню дварфа, и отключите у него все работы, кроме желаемой (в первую очередь, переноску всего и вся). Дварф-паралитик также будет хорошим кандидатом для вашей комнаты с рычагами, так как свои пять шагов он всё равно проползёт быстрее, чем здоровый дварф пробежит пятьдесят с другого конца крепости, или для торговли, если назначить его торговым представителем и прикрепить к норе на торговой площади. А ещё можно назначить его Молотобойцем — с великолепными результатами.

В режиме приключения любой с таким увечьем обречён на скорую смерть, если только не найдёт оборотня.

Пока ещё никто не провёл научного исследования на предмет использования вагонеток для перемещения парализованных дварфов. Может, ваша крепость будет первой?

Синдром долгого действия

Самым распространённым синдромом является укус пещерного паука, который вызывает долговременное лёгкое головокружение. Это практически не влияет на способности дварфа и имеет только одно негативное последствие: качество работы укушенного будет хуже. Даже легендарные дварфы с таким синдромом не всегда в состоянии делать шедевральные предметы; в таком случае их стоит отправить на работу, где производимый товар не имеет модификаторов качества.