Руководство по геологической разведке: различия между версиями

Материал из Dwarf Fortress Wiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м (Xenofeel переименовал страницу Exploratory mining в Руководство по геологической разведке)
 
(нет различий)

Текущая версия от 18:57, 3 августа 2014

Геологическая разведка — выкапывание больших площадей ради обнаружения ценных ресурсов, таких как драгоценные камни, металл руды и другие типы камня. Также используется для нахождения различных подземных особенностей: пропасти, подземные реки, магму и залежи адамантина. Самый простой способ — это отметить большой прямоугольник для копания. К сожалению, этот способ самый неэффективный. Более эффективный способ — выкапывать определённые узоры (паттерны) с целью сократить объем копания, но сохраняя разведку больших площадей местности. Есть различные паттерны, различные по своим свойствам. Все они описаны ниже. Напоминаем, что геологическая разведка предназначена только для обнаружения ресурсов и особенностей. Сам процесс горных работ и их особенности в данной статье не рассматривается. Читерские методы, например с помощью программы reveal здесь также не рассматриваются.


Факторы в разведывательном копании

В каждом паттерне рассматриваются наиболее важные параметры. По ним вы сможете выбрать паттерн, наиболее подходящий вашим целям. Большинство факторов выражены точными цифрами, полученными как отношение двух параметров. Остальные факторы более субъективные.

Трудозатраты

Трудозатраты — это объем работ, которые придётся выполнить в процессе копания. Геологическая разведка — очень трудоёмкий процесс, особенно в больших крепостях, объем работ в различных паттернах может различаться в разы. Крепость с большим количеством рудокопов может позволить себе выкапывать большие объёмы руды с низким приоритетом работ. Трудозатраты в цифровом выражении — это процент камня, выкопанный из разведываемой области. Меняется от 0% до 100%. Чем меньше — тем лучше.

Обнаружение

Обнаружение — это шанс обнаружить залежи в камне. Выражается в типе материала, который гарантированно обнаруживается при данном паттерне. Но изредка эта оценка может быть ошибочна. Сложность обнаружения понижается по размерам залежей. Самые сложные — одиночные клетки материала, затем — небольшие группы, жилы и большие залежи. Для того, чтобы узнать в каких типах залежей находится интересующий вас материал, читайте статьи, посвящённые драгоценным камням и обычным камням. Подземные особенности можно отнести к большим залежам.

Если вы хотите найти особенно дорогие драгоценные камни (алмазы, сапфиры, бриллианты), вам следует искать соответствующую руду, в которой они могут находиться: кимберлит (алмазы) и боксит (сапфиры и рубины). Таким образом вы можете использовать паттерны с низкой видимостью для нахождения месторождений кимберлита в пласте габбро или большие залежи боксита в пласте осадочных пород, и затем раскопать эти области более детально с использованием паттернов, которые позволяют обнаруживать каждую клетку.

Вкратце, если вы хотите увидеть каждую клетку, используйте паттерны с высоким фактором обнаружения, если хотите в общем увидеть что находится на большой площади — используйте паттерны с низким обнаружением, но и низкими трудозатратами.

Видимость

Видимость — это количество клеток, которые вы видите после завершения раскопок. Вырытые клетки всегда становятся видимыми, также становятся видимыми все клетки, примыкающие к ним, в том числе и по диагонали. Цель разведывательного копания — сделать видимой каждую клетку карты, и выкопать все материалы, которые вас интересуют. Видимость выражается в процентном отношении вырытых клеток к увиденным. Идеальная видимость не всегда требуется, её можно уменьшить если целью раскопок являются крупные области (большие залежи или подземные особенности), так как в данном случае даже при малом количестве видимых клеток хотя бы одна из них попадется на интересующую вас особенность, и затем вы сможете исследовать данный участок более детально.

Дополнительную информацию вы можете получить в описании типов жил и месторождений.

Повторное использование

Геологическая разведка оставляет после себя монотонно повторяющиеся пустоты и туннели. Выкопанную область иногда трудно приспособить для каких-либо полезных целей — постройки мастерских, комнат или складов. Комнаты приходится располагать либо по диагонали (что неудобно), либо заделывать дыры стенами, которые нельзя ни отшлифовать, ни гравировать. Важность повторного использования сугубо субъективна, и зависит от положения раскопок. Обычно это бывает важным при малых размерах крепости. Повторное использование выражается в размерах комнат, которые можно построить на месте раскопок без постройки дополнительных стен.

Распределение ресурсов на карте

Руда

Руда бывает в трёх формах залежей, в зависимости от её типа:

  • Большое месторождение: овал, который занимает примерно половину блока 48х48. В одном блоке может быть только одно большое месторождение.
  • Жила: извилистая линия, пересекающая блок. В одном блоке могут находиться несколько жил. Они могут пересекаться, а могут лишь соприкасаться концами.
  • Малое месторождение: небольшое месторождение площадью от 3 до 9 клеток. В одном блоке может быть несколько малых месторождений различных типов.

Драгоценные камни

драгоценные камни располагаются в малых месторождениях либо в одиночных клетках.


Паттерны

Паттерны представлены в виде одиночного узора. Этот узор повторяется по всей площади раскопок.

Условные обозначения:
░ = Не выкопан. Не виден.
▒ = Не выкопан, но виден (стена)
. = Выкопан (пол)
x = Выкопан (шахта)

Сплошной

Выкопать всю площадь.

  • Трудозатраты: 100%. Выкапывается вся площадь.
  • Обнаружение: Все. Если что-то присутствует в зоне, оно будет найдено.
  • Видимость: 100%. Разумеется, видится все.
  • Повторное использование: Стремится к нулю. За исключением, разве что, больших складов. Любое строение (если это не большой зал) требует серьёзного вмешательства строителей.
  • Вывод: Крайне неэффективна в плане трудозатрат, но зато разработка найденных ресурсов органично вписывается в процесс их поиска — если ресурсы найдены, то они автоматически выкопаны. Используйте этот паттерн только в том случае, если у вас есть куча рабочих, которых нечем занять, либо если вам требуется просто немыслимое количество камня для каких-нибудь целей. Не забывайте, что впоследствии на этой территории вам вряд ли удастся построить что-либо стоящее.

Ряды

▒▒▒▒▒▒ ...... ▒▒▒▒▒▒ ▒▒▒▒▒▒ ...... ▒▒▒▒▒▒
  • Трудозатраты: 1/3 (~33%) от общего числа разведанных клеток.
  • Обнаружение: Абсолютное. Обнаруживаются даже те ресурсы, которые занимают одну клетку.
  • Видимость: 100%.
  • Повторное использование: Очень низкое. Длинные коридоры, весьма неудобны для какого-либо применения, из них можно сделать только длинные широкие коридоры.
  • Вывод: Данный метод дает ту же самую видимость, что и сплошное выкапывание, но требует в три раза меньше времени. Идеален для поиска одиночных залежей камней. Более эффективен чем раскопки квадратами 3×3.

Диагональный

▒▒.▒▒▒▒.▒▒ ▒.▒▒▒▒.▒▒▒ .▒▒▒▒.▒▒▒▒ ▒▒▒▒.▒▒▒▒. ▒▒▒.▒▒▒▒.▒
  • Трудозатраты: 20% от общей площади.
  • Обнаружение: Полное. Становится видимой каждая клетка исследуемой области.
  • Видимость: 100%.
  • Повторное использование: При небольшой фантазии и образном мышлении подходит для строительства комнат 3x3
  • Вывод: Данный метод второй по эффективности, который дает 100% видимость. И первый из методов, не использующих другие слои для перемещения из одной точки в другую.

Диагональный(улучшенный)

Верхний слой: Нижний слой: ▒▒.▒▒▒▒▒.▒▒▒ ▒▒▒▒▒.▒▒▒▒▒. ▒.▒▒▒▒▒.▒▒▒▒ ▒▒▒▒.▒▒▒▒▒.▒ .▒▒▒▒▒.▒▒▒▒▒ ▒▒▒.▒▒▒▒▒.▒▒ ▒▒▒▒▒.▒▒▒▒▒. ▒▒.▒▒▒▒▒.▒▒▒ ▒▒▒▒.▒▒▒▒▒.▒ ▒.▒▒▒▒▒.▒▒▒▒ Комнаты: ...▒...d▒▒▒▒... ...▒...▒▒▒▒▒d▒▒ ...▒...▒▒▒...▒▒ ▒▒▒▒d▒▒▒▒▒...▒▒ ▒▒...▒...d...▒▒ ▒▒...▒...▒▒▒▒▒d .d...▒...▒▒▒... .▒▒▒▒▒d▒▒▒▒▒...
  • Трудозатраты: 16% от общей площади.
  • Обнаружение: Полное. Становится видимой каждая клетка исследуемой области.
  • Видимость: 100%.
  • Повторное использование: При небольшой фантазии и образном мышлении подходит для строительства комнат 3x3
  • Вывод: Очень хорошо для начальных раскопок с дальнейшим заселением дварфами. Необходимо два этажа для полного обнаружения ресурсов, чтобы коридор на верхнем этаже располагался над неисследованной зоной нижнего этажа.

Шахты с шагом в 3 клетки

▒▒▒▒▒▒▒▒▒ ▒X▒▒X▒▒X▒ ▒▒▒▒▒▒▒▒▒ ▒▒▒▒▒▒▒▒▒ ▒X▒▒X▒▒X▒ ▒▒▒▒▒▒▒▒▒
  • Трудозатраты: 11,1% (1/9).
  • Обнаружение: Полное.
  • Видимость: 100%.
  • Повторное использование: Очень легко строятся комнаты любого размера. Лестницы, получившиеся в результате раскопок, можно удалить или использовать в качестве дверей.
  • Вывод: Вы должны подготовить один из уровней чтобы начать раскопки (используйте один из других паттернов), но этот метод первый по эффективности для 100% видимости, и позволяет использовать выкопанную зону для обустройства крепости. Выбор настоящего дварфа! Единственный минус — очень тяжело размечать зону. Вручную лучше делать с помощью мыши — выделить ячейку шахты и прокликать все нужные уровни. Скрипт для AHK, помогающий в разметке, и сохраняющий ваши пальцы целыми и невредимыми, можете взять здесь. Описание методов по оптимизации перемещения, можете почитать здесь.
Смотри также: прокопка шахт

Диагональные рампы

В данном решении требуется 1 восходящая рампа каждые 7 клеток вертикально или 1 на 14 горизонтально, весь паттерн можно развернуть на 90 градусов. . Нисходящие рампы указаны для понимания процесса, они появятся автоматически при раскапывании предыдущего уровня. (удостоверьтесь, что вы понимаете как это работает ramp перед глобальной разметкой)

В DF2010 можно копать не рампы снизу вверх, а каналы сверху с тем же шагом.

░░▼░░░░░░░░░░▲░░▼░░░░░░░░░░▲ ░░░░░░░░░▲░░▼░░░░░░░░░░▲░░▼░ ░░░░░▲░░▼░░░░░░░░░░▲░░▼░░░░░ ░▲░░▼░░░░░░░░░░▲░░▼░░░░░░░░░ ▼░░░░░░░░░░▲░░▼░░░░░░░░░░▲░░ ░░░░░░░▲░░▼░░░░░░░░░░▲░░▼░░░ ░░░▲░░▼░░░░░░░░░░▲░░▼░░░░░░░ ░░▼░░░░░░░░░░▲░░▼░░░░░░░░░░▲
  • Трудозатраты: 14,2%.
  • Обнаружение: Полное.
  • Видимость: 100%.
  • Повторное использование: Среднее. Можно располагать мастерские 3x3, срывая кое-где восходящие рампы.
  • Вывод: Вы должны подготовить один из уровней чтобы начать раскопки (используйте один из других паттернов), самый быстрый метод полной разведки, позволяет использовать выкопанную зону для технических этажей. Выбор настоящего дварфа! Единственный минус — очень тяжело размечать зону.

Завихрённые шахты

▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒ ▒XX▒▒X▒▒XX▒ ▒▒▒▒▒X▒▒▒▒▒ ▒▒▒░▒▒▒░▒▒▒ ▒X▒▒▒▒▒▒▒X▒ ▒X▒▒XXX▒▒X▒ ▒X▒▒▒▒▒▒▒X▒ ▒▒▒░▒▒▒░▒▒▒ ▒▒▒▒▒X▒▒▒▒▒ ▒XX▒▒X▒▒XX▒ ▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒
  • Трудозатраты: В данном примере около 17.3%.
  • Обнаружение: Все, за исключением одиночных клеток.
  • Видимость: 96.6%.
  • Повторное использование: Мастерские очень хорошо вписываются в нераскопанные квадраты 3х3.
  • Вывод: Очень похож на шахтный метод, но вы можете заменить лестницы вверх и вниз на раздельные — одну вверх и одну вниз, уменьшая шанс того, что ваш дварф заснет и свалится в длинную глубокую шахту.

блоки 7×7

░░░▒.▒░░░░░▒.▒░░ ░░░▒.▒░░░░░▒.▒░░ ░░░▒.▒░░░░░▒.▒░░ ▒▒▒▒.▒▒▒▒▒▒▒.▒▒▒ ................ ▒▒▒▒.▒▒▒▒▒▒▒.▒▒▒ ░░░▒.▒░░░░░▒.▒░░ ░░░▒.▒░░░░░▒.▒░░
  • Трудозатраты: 15/64 (~23%).
  • Обнаружение: Жилы и выше. Остаются неисследованными квадраты 5х5, в которых могут спрятаться малые месторождения и одиночные камни.
  • Видимость: 39/64 (~61%).
  • Повторное использование: Среднее. Блоки 7×7 можно легко переделать в комнаты 5х5, подходящие под жилые комнаты или склады для мастерских. Как вариант, можно сделать сетку из комнат 7х7, если вы сделаете каждую комнату на перекрёстке. Легко переделывается под комнатки 3х3.
  • Вывод: Это быстрый способ поиска жил. Малые трудозатраты позволяют быстро и качественно найти примерное положение жилы, а затем исследовать её более тщательно.

Блоки 15×15

░░░░▒.▒░░░░░░░░░░░░░▒.▒░░░░░░░░░ ░░░░▒.▒░░░░░░░░░░░░░▒.▒░░░░░░░░░ ░░░░▒.▒░░░░░░░░░░░░░▒.▒░░░░░░░░░ ░░░░▒.▒░░░░░░░░░░░░░▒.▒░░░░░░░░░ ▒▒▒▒▒.▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒.▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒ ................................ ▒▒▒▒▒.▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒.▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒ ░░░░▒.▒░░░░░░░░░░░░░▒.▒░░░░░░░░░ ░░░░▒.▒░░░░░░░░░░░░░▒.▒░░░░░░░░░ ░░░░▒.▒░░░░░░░░░░░░░▒.▒░░░░░░░░░ ░░░░▒.▒░░░░░░░░░░░░░▒.▒░░░░░░░░░ ░░░░▒.▒░░░░░░░░░░░░░▒.▒░░░░░░░░░ ░░░░▒.▒░░░░░░░░░░░░░▒.▒░░░░░░░░░ ░░░░▒.▒░░░░░░░░░░░░░▒.▒░░░░░░░░░ ░░░░▒.▒░░░░░░░░░░░░░▒.▒░░░░░░░░░ ░░░░▒.▒░░░░░░░░░░░░░▒.▒░░░░░░░░░
  • Трудозатраты: 31/256 (~12%).
  • Обнаружение: Только большие залежи и выше, так как блоки 13х13 остаются неисследованными, и есть высокая вероятность что в них что-то будет. Если повезет, вы можете найти также жилы, но это не гарантируется.
  • Видимость: 87/256 (34%).
  • Повторное использование: Высокое. Блоки 15×15 очень хорошо вписываются в дизайн крепости. Впоследствии вы можете разделить их на блоки 3х3.
  • Вывод: Метод предпочтителен для быстрых исследований, например для нахождения подземных особенностей. Можно легко расширить крепость на вырытые участки, либо продолжить более детальные исследования.

Шахты с шагом 6, 9, 12 или 15 клеток

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░▒▒▒░░░░░░░░░░░░░▒▒▒░░░░ ░░░░░▒X▒░░░░░░░░░░░░░▒X▒░░░░ ░░░░░▒▒▒░░░░░░░░░░░░░▒▒▒░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░▒▒▒░░░░░░░░░░░░░▒▒▒░░░░ ░░░░░▒X▒░░░░░░░░░░░░░▒X▒░░░░ ░░░░░▒▒▒░░░░░░░░░░░░░▒▒▒░░░░
  • Трудозатраты: от 3% (1/36) для шага в 6 клеток до 0.5% для шага в 15 клеток. (1/225).
  • Обнаружение: Большие месторождения, поиск источников или озёр магмы, подземных водяных озёр. Подземные реки гарантированно находятся только с шагом в 6 клеток, но можно начать с большого шага, и впоследствии при необходимости уменьшить.
  • Видимость: экстремально низкая.
  • Повторное использование: высокое. Любая площадь потребует подход из лестниц, и вы можете её разместить около уже готовой лестницы.
  • Вывод: Этот метод используется только для поиска больших подземных особенностей, или для поиска пластов различных камней. Если повезет, то можно найти достаточно мелкое месторождение. Начиная с шага более 15 клеток вы можете пропустить даже большую особенность — месторождение или озеро, но все ещё может использоваться для поиска пластов камней, и вы всегда можете перейти к более мелкому шагу. (Смотри "Поиск подземной воды и магмы" ниже)
Копать можно начать с любого шага, даже гораздо более крупного, для поиска пластов нужного камня. Вы всегда сможете перейти к более мелкому шагу для более детального исследования. Если вы планируете впоследствии раскопать шахтами с шагом 3 (для 100% видимости), копайте шахты с шагом, кратным 3.

Поиск подземной воды и магмы

Поиск обоих подземных особенностей может быть достаточно тяжёлым и весьма опасным для неподготовленного шахтёра, так как можно встретить особенность с ордой враждебно настроенных существ.

Магма обычно представляет собой неровный круг диаметров около 20 клеток. Шага в 12 клеток обычно хватает чтобы найти, с шагом в 15 клеток можно пропустить только при катастрофическом невезении. Магнетит (железная руда), находящуюся в осадочных породах в больших месторождениях найти обычно легче. Подземные реки как правило шириной в 5 клеток, с учётом "мокрого камня", и шага в 6 клеток как правило достаточно для нахождения реки.

Если вы примерно знаете где находятся интересующиеся вас особенности перед заселением, то найти эту особенность будет гораздо проще. Каждая клетка карты местности на стартовом экране соответствует 48 клеткам в игре, и любая особенность (озеро, источник или река) заключены ровно в соответствующем блоке. Прокопка одиночной шахты ровно по центру квадрата как правило позволяет быстро найти эту особенность.

Копание

Подземные особенности обычно больше чем жилы и малые месторождения, поэтому метод копания блоками 15х15 наиболее подходящий для поиска. Если вы предпочитаете копать тоннели больше чем шахты, вам достаточно раскопать только каждый третий Z-уровень. Подземная река обнаружится на одном из этих уровней либо сама, либо в виде "горячего" (warm)(для магмы) или "мокрого" (dump) камня, как показано ниже.

   Прошли выше    Нашли сразу  Нашли мокроту Нашли мокроту Прошли ниже
   (не нашли)                                              (не нашли) 
 
    _______o##     ########     #########     #########     #########      # = Нераскопанный камень
    ###  #####     ___o  ##     ####  ###     ####  ###     ####  ###      ~ = Вода
    ###~~#####     ####~~##     __o#~~###     ####~~###     ####~~###      _ Пол или тоннель
    ##########     ########     #########     ___o#####     #########      o Шахтёр
    ##########     ########     #########     #########     _______o#

Если вы нашли горячий или мокрый камень, вам следует вернуться чуть-чуть назад, и прокопать вверх лестницу. На новом Z-уровне прокопайте следующий тоннель в том же направлении, где нашли горячий/мокрый камень. В зависимости от найденного объекта, вам, возможно, придётся несколько раз повторить данную процедуру, пока не найдете безопасный проход к самому объекту.

Обсидиановые шапки

Обсидиановая шапка

Когда магма выступает на поверхность, она может замёрзнуть в холодном климате, или просто остановиться. В этом случае над ней может образоваться обсидиановая "шапка", которую легко найти: просто ищите холмы или склоны гор из округлого куска серого камня, например, как показано на изображении справа.


FAQ по шахтерскому делу
Как заставить дварфов таскать камни только из указанного места?
Как мне найти руду?
Как заставить дварфов таскать руду и игнорировать камни?
Как избавиться от камней?
Как сделать, чтобы дварфы не падали в раскопанные каналы?
Что вызывает обвалы?
Добавить вопрос в FAQ
Назад в раздел: Вопросы и ответы