Interface: различия между версиями

Материал из Dwarf Fortress Wiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м (Замена текста — «\{\{(L|l)\|(.*)\}\}» на «$2»)
мНет описания правки
 
(не показано 18 промежуточных версий 12 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{устарело}}
=={{k|a}}: View Announcements (Посмотреть сообщения)==
Время от времени внизу экрана появляются сообщения, информирующие о тех или иных событиях игры. Если Вы не успели прочитать такое сообщение или просто не обратили на него внимание, то всегда можете вызвать журнал событий.


=={{k|b}}: Building (Разместить строение)==
Через это меню устанавливаются все постройки и строения, а также различные предметы обстановки.
*{{k|a}}: [[Armor stand|Armor Stand]] (Доспешная стойка)
*{{k|b}}: [[Bed]] (Кровать)
*{{k|c}}: [[Seat]] (Стул или кресло)
*{{k|n}}: [[Coffin|Burial Receptacle]] (Гроб, саркофаг)
*{{k|d}}: [[Door]] (Дверь)
*{{k|x}}: [[Floodgate]] (Шлюз)
*{{k|H}}: [[Hatch cover|Floor Hatch]] (Люк)
*{{k|W}}: Wall [[Grate]] (Решётка в стене)
*{{k|G}}: Floor [[Grate]] (Решётка в полу)
*{{k|B}}: Vertical [[Bars]] (Вертикальные прутья)
*{{k|Alt}}+{{k|b}}: Floor [[Bars]] (Горизонтальные прутья)
*{{k|f}}: [[Cabinet]] (Шкаф)
*{{k|h}}: [[Container]] (Мешок, ящик, бочка, сундук)
*{{k|k}}: [[Kennel|Kennels]] (Питомник)
*{{k|p}}: [[Farm plot|Farm Plot]] (Поле)
*{{k|r}}: [[Weapon rack|Weapon Rack]] (Оружейная стойка)
*{{k|s}}: [[Statue]] (Статуя)
*{{k|t}}: [[Table]] (Стол)
*{{k|o}}: Paved [[Road]] (Мощёная дорога)
*{{k|O}}: Dirt [[Road]] (Земляная дорога)
*{{k|g}}: [[Bridge]] (Мост)
*{{k|l}}: [[Well]] (Колодец)
*{{k|i}}: [[Siege engine|Siege Engines]] (Осадные машины)
**{{k|b}}: [[Ballista]] (Баллиста)
**{{k|c}}: [[Catapult]] (Катапульта)
*{{k|w}}: [[Workshop|Workshops]] (Мастерские)
**{{k|e}}: [[Leather works|Leather Works]] (Кожевенная мастерская)
**{{k|q}}: [[Quern]] (Ручная мельница)
**{{k|M}}: [[Millstone]] (Жёрнов)
**{{k|o}}: [[Loom]] (Ткацкая мастерская)
**{{k|k}}: [[Clothier's shop|Clothier's Shop]] (Лавка портного)
**{{k|b}}: [[Bowyer's workshop|Bowyer's Workshop]] (Арбалетная мастерская)
**{{k|c}}: [[Carpenter's workshop|Carpenter's Workshop]] (Мастерская плотника)
**{{k|f}}: [[Metalsmith's forge|Metalsmith's Forge]] (Кузница)
**{{k|v}}: [[Magma forge|Magma Forge]] (Кузница-на-магме)
**{{k|j}}: [[Jeweler's workshop|Jeweler's Workshop]] (Ювелирная мастерская)
**{{k|m}}: [[Mason's workshop|Mason's Workshop]] (Мастерская каменщика)
**{{k|u}}: [[Butcher's shop|Butcher's Shop]] (Лавка мясника)
**{{k|n}}: [[Tanner's shop|Tanner's Shop]] (Лавка дубильщика)
**{{k|r}}: [[Craftsdwarf's workshop|Craftsdwarf's Workshop]] (Ремесленная мастерская)
**{{k|s}}: [[Siege workshop|Siege Workshop]] (Мастерская осадных машин)
**{{k|t}}: [[Mechanic's workshop|Mechanic's Workshop]] (Мастерская механика)
**{{k|l}}: [[Still]] (Пивоварня)
**{{k|w}}: [[Farmer's workshop|Farmer's Workshop]] (Ферма)
**{{k|z}}: [[Kitchen]] (Кухня)
**{{k|h}}: [[Fishery]] (Рыболовецкая артель)
**{{k|y}}: [[Ashery]] (Зольник)
**{{k|d}}: [[Dyer's shop|Dyer's Shop]] (Лавка красильщика)
**{{k|S}}: [[Soap maker's workshop|Soap Maker's Workshop]] (Мастерская мыловара)
*{{k|e}}: [[Furnaces]] (Печи)
**{{k|w}}: [[Wood furnace]] (Печь углежога)
**{{k|s}}: [[Smelter]] (Плавильня)
**{{k|g}}: [[Glass furnace]] (Стекловаренная печь)
**{{k|k}}: [[Kiln]] (Печь для обжига)
**{{k|l}}: [[Magma smelter]] (Плавильня-на-магме)
**{{k|a}}: [[Magma glass furnace]] (Стекловаренная печь-на-магме)
**{{k|n}}: [[Magma kiln]] (Печь для обжига-на-магме)
*{{k|y}}: Glass [[Window]] (Окно из стекла)
*{{k|Y}}: Gem [[Window]] (Окно из драгоценных камней)
*{{k|C}}: [[Wall]]/[[Floor]]/[[Stairs]] (Стена/Пол/Лестницы)
**{{k|w}}: [[Wall]] (Стена)
**{{k|f}}: [[Floor]] (Пол)
**{{k|r}}: [[Ramp]] (Пандус)
**{{k|u}}: Up [[Stair]] (Лестница вверх)
**{{k|d}}: Down [[Stair]] (Лестница вниз)
**{{k|x}}: Up/Down [[Stair]] (Лестница вверх/вниз)
**{{k|F}}: [[Fortification]] (Бойница)
*{{k|D}}: [[Trade depot|Trade Depot]] (Торговая площадь)
*{{k|T}}: [[Trap|Traps]]/[[Lever|Levers]] (Ловушки/Рычаги)
**{{k|s}}: Stone-Fall [[Trap#.D0.9A.D0.B0.D0.BC.D0.BD.D0.B5.D0.BF.D0.B0.D0.B4.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.BB.D0.BE.D0.B2.D1.83.D1.88.D0.BA.D0.B0_.28Stone-fall_Trap.29|Trap]] (Камнепадная ловушка)
**{{k|w}}: Weapon [[Trap#.D0.9B.D0.BE.D0.B2.D1.83.D1.88.D0.BA.D0.B8_.D1.81_.D0.BE.D1.80.D1.83.D0.B6.D0.B8.D0.B5.D0.BC_.28Weapon_Trap.29|Trap]] (Ловушка с оружием)
**{{k|l}}: [[Lever]] (Рычаг)
**{{k|p}}: [[Pressure plate|Pressure Plate]] (Нажимная плита)
**{{k|c}}: [[Trap#Cage_Trap|Cage Trap]] (Клетка-ловушка)
**{{k|S}}: [[Trap#Upright_Spear.2FSpike|Upright Spear/Spike]] (Пронизываюшие копья/шипы)
*{{k|M}}: [[Machine components|Machine Components]] (Части машин)
**{{k|s}}: [[Screw pump|Screw Pump]] (Насос)
**{{k|w}}: [[Water wheel|Water Wheel]] (Водяное колесо)
**{{k|m}}: [[Windmill|Windmill]] (Ветряк)
**{{k|g}}: [[Gear assembly|Gear Assembly]] (Редуктор)
**{{k|h}}: Horizontal [[Axle]] (Горизонтальный вал)
**{{k|v}}: Vertical [[Axle]] (Вертикальный вал)
*{{k|S}}: [[Support]] (Опора)
*{{k|m}}: [[Animal trap|Animal Trap]] (Ловушка для животных)
*{{k|v}}: [[Restraint]] (Привязь)
*{{k|j}}: [[Cage]] (Клетка)
*{{k|A}}: [[Archery target|Archery Target]] (Мишень)
*{{k|R}}: [[Traction bench|Traction Bench]] (Тракционная койка)
=={{k|r}}: Reports (Отчёты)==
Если какое-либо существо попало в передрягу на видимом участке вашей карты, то здесь можно прочитать подробные логи этого события. [[Тренировка|Спарринги]] солдат, добыча дичи охотником, уничтожение [[Dragon|драконом]] каравана, разборки двух [[Forgotten_beast|забытых тварей]] в недавно откопанной пещере, смерть шахтёров под обвалом, даже предсмертные страдания задавленного вагонеткой котёнка — здесь будет всё. Для просмотра истории боёв нужного существа, выберете его в списке при помощи стрелок {{k|↑}} {{k|↓}} и нажмите {{k|Enter}} (View report — читать отчёт). При желании вы можете центрировать экран на месте баталии, нажав {{k|z}}. Правда, подробности не хранятся вечно, вся информация, кроме самого факта поведённого существом боя и его даты, будет стёрта через некоторое время. Чтобы Вы не пропустили схватки, во время игры в левом верхнем углу экрана будут появляться следующие индикаторы:
H (от hunt, зелёного цвета) — сообщает, что сейчас где-то Ваш охотник бьёт зверя (ну или наоборот);
S (от sparring, голубого цвета) — сообщает, что солдаты занимаются спаррингом друг с другом;
С (от combat, красного цвета) — все остальные кровавые события.
=={{k|c}}: View Civilizations (Посмотреть цивилизации)==
'''До версии 0.44.01:'''
В этом экране отображаются цивилизации, которые встретились вам в игре. Список расширяется по мере расширения внешнеторговых связей крепости и её углубления вниз, к пещерам. В списке слева отображается наименование цивилизации и раса её представителей, справа — находится ли крепость в состоянии войны с ними (красная W) или же мира (зелёная P).
*{{k|Enter}}: Выбрать цивилизацию. После этого вам покажут список лидеров данной цивилизации.
**{{k|Tab}}: Переключает режимы отображения информации о выбранной цивилизации. Режимов всего 2 - список лидеров и экономика. В разделе экономики отображается общая сумма товаров, купленных у выбранной цивилизации (imports from...) и общую сумму товаров, проданных выбранной цивилизации (offerings from...).
'''С версии 0.44.01:'''
Открывается [[Civilization_and_World_Info|Информационное меню Цивилизаций/Мира]]. В нём вы можете просмотреть список цивилизаций, артефактов, пленников, новостей и слухов, а также создавать различные миссии.
=={{k|d}}: Designations (Указания)==
Через это меню Вы можете давать указания тем дварфам, для работы которых необходимо назначить определённую область на карте (шахтёру, лесорубу, травнику, гравёру), а также строить/убирать лестницы/пандусы, помечать предметы на [[forbid|запрет]]/[[reclaim|возврат]], на переплавку и выброс в мусорный отвал, устанавливать приоритеты движения в различных зонах и др.
*{{k|d}}: [[Mining|Mine]] (Копать)
*{{k|h}}: [[Channel]] (Копать канал)
*{{k|z}}: Remove Up [[Stairs]]/[[Ramp]]s (Убрать лестницы/пандусы)
*{{k|u}}: Upward Stairway (Построить лестницу наверх)
*{{k|j}}: Downward Stairway (Построить лестницу вниз)
*{{k|i}}: Up/Down Stairway (Построить лестницы наверх и вниз)
*{{k|r}}: Upward [[Ramp]] (Построить пандус)
*{{k|t}}: [[Wood|Chop Down]] Trees (Рубить деревья)
*{{k|p}}: [[Herbalist|Gather]] Plants (Собирать растения)
*{{k|s}}: [[Engraver|Smooth]] Stone (Шлифовать камень)
*{{k|e}}: [[Engraver|Engrave]] Stone (Гравировать камень)
*{{k|a}}: Carve Fortifications (Вырезать бойницы)
*{{k|v}}: Toggle Engravings (Переключить режим отображения гравюр)
*{{k|x}}: Remove [[Designations|Designation]] (Отменить указание)
*{{k|n}}: Remove [[Construction]] (Убрать конструкцию)
*{{k|b}}: Set [[Building|Building]]/Item Proper (Установить свойства строений/предметов)
**{{k|c}}: [[Reclaim]] Items/[[Building|Buildings]] (Востребовать предметы/строения)
**{{k|f}}: [[Forbid]] Items/[[Building|Buildings]] (Запретить предметы/строения)
**{{k|m}}: [[Melt]] Items (Переплавить предметы)
**{{k|M}}: Remove [[Melt]] (Отменить переплавку)
**{{k|d}}: [[Dump]] Items (Пометить предметы на выброс в мусорный отвал)
**{{k|D}}: Remove [[Dump]] (Отменить выброс предметов в мусорный отвал)
**{{k|h}}: Hide Items/[[Building|Buildings]] (Отключить отображение предметов/строений)
**{{k|H}}: Unhide Items/[[Building|Buildings]] (Включить отображение предметов/строений)
*{{k|o}}: Set [[Traffic]] Areas (Определить приоритеты движения дварфов)
**{{k|h}}: High [[Traffic]] Area (Зона с высоким приоритетом движения)
**{{k|n}}: Normal [[Traffic]] Area (Зона с нормальным приоритетом движения)
**{{k|r}}: Low [[Traffic]] Area (Зона с низким приоритетом движения)
**{{k|l}}: Restricted [[Traffic]] Area (Зона ограниченного движения)
=={{k|o}}: Set Orders (Отдать приказы)==
Current Standing Orders (Текущие приказы). '''Внимание: исполняется отображаемый в данный момент приказ''':
*{{k|x}}: Announce some job cancellations/Announce most job cancellations/Announce all job cancellations/Announce no job cancellations (Отображать сообщения об отмене отдельных работ/Отображать сообщения об отмене большинства работ/Отображать сообщения об отмене всех работ/Не отображать сообщения об отмене работ)
*{{k|a}}: Dwarves Gather [[Animal]]s/Dwarves Ignore [[Animal]]s (Дварфы подбирают пойманных животных/Дварфы не подбирают пойманных животных)
*{{k|f}}: Dwarves Gather [[Food]]/Dwarves Ignore [[Food]] (Дварфы подбирают разбросанную пищу/Дварфы не подбирают разбросанную пищу)
*{{k|u}}: Dwarves Gather [[Furniture]]/Dwarves Ignore [[Furniture]] (Дварфы подбирают разбросанные предметы обстановки/Дварфы не подбирают разбросанные предметы обстановки)
*{{k|g}}: Dwarves Gather Bodies/Dwarves Ignore Bodies (Дварфы подбирают тела/Дварфы не подбирают тела)
*{{k|r}}: [[Refuse]] (Отходы). Current [[Refuse]] Orders (Текущие приказы, '''исполняется отображаемый в данный момент приказ'''):
**{{k|r}}: Dwarves Gather [[Refuse]]/Dwarves Ignore [[Refuse]] (Дварфы подбирают отходы/Дварфы не подбирают отходы)
**{{k|o}}: Dwarves Ignore [[Refuse]] From Outside/Dwarves Gather [[Refuse]] From Outside (Дварфы не подбирают отходы, лежащие снаружи/Дварфы подбирают отходы, лежащие снаружи)
**{{k|c}}: Dwarves Save [[Corpse]]s/Dwarves [[Dump]] [[Corpse]]s (Дварфы оставляют трупы/Дварфы выбрасывают трупы)
**{{k|l}}: Dwarves Save [[Skull]]s/Dwarves [[Dump]] [[Skull]]s (Дварфы оставляют черепа/Дварфы выбрасывают черепа)
**{{k|b}}: Dwarves Save [[Bone]]s/Dwarves [[Dump]] [[Bone]]s (Дварфы оставляют кости/Дварфы выбрасывают кости)
**{{k|s}}: Dwarves Save [[Shell]]s/Dwarves [[Dump]] [[Shell]]s (Дварфы оставляют панцири и раковины/Дварфы выбрасывают панцири и раковины)
**{{k|i}}: Dwarves Save [[Skin]]s/Dwarves [[Dump]] [[Skin]]s (Дварфы оставляют шкуры/Дварфы выбрасывают шкуры)
**{{k|k}}: Dwarves Save Other/Dwarves [[Dump]] Other (Дварфы оставляют иные отходы/Дварфы выбрасывают иные отходы)
*{{k|F}}: [[Forbid]] (Запреты). Current [[Forbid]] Orders (Текущие запреты, '''исполняется отображаемый в данный момент запрет'''):
**{{k|p}}: [[Forbid]] used [[ammunition]]/[[Reclaim]] used [[ammunition]] (Запрещать использованные боеприпасы/Разрешать использованные боеприпасы)
**{{k|c}}: [[Reclaim]] your dead/[[Forbid]] your dead (Разрешать Ваших мертвецов/Запрещать Ваших мертвецов)
**{{k|i}}: [[Reclaim]] your death items/[[Forbid]] your death items (Разрешать вещи с Ваших мертвецов/Запрещать вещи с Ваших мертвецов)
**{{k|o}}: [[Reclaim]] other dead/[[Forbid]] other dead (Разрешать других мертвецов/Запрещать других мертвецов)
**{{k|t}}: [[Forbid]] other death items/[[Reclaim]] other death items (Запрещать вещи с других мертвецов/Разрешать вещи с других мертвецов)
Запрещение вещей мертвеца зависит от времени, прошедшего с момента его смерти.
*{{k|s}}: Dwarves Gather Minerals/Dwarves Ignore Minerals (Дварфы подбирают минералы/Дварфы не подбирают минералы)
*{{k|w}}: Dwarves Gather [[Wood]]/Dwarves Ignore [[Wood]] (Дварфы подбирают древесину/Дварфы не подбирают древесину)
*{{k|h}}: Dwarves All Harvest/Only [[Grower|Farmers]] Harvest (Все дварфы собирают урожай/Только [[grower|земледельцы]] собирают урожай)
*{{k|m}}: [[Barrel|Mix]] Food/No [[Barrel|Mix]] (Не сортировать пищу по типам при хранении/Сортировать пищу по типам при хранении)
*{{k|W}}: [[Workshop]] Orders (Приказы по мастерским). Current [[Workshop]] Orders (Текущие приказы, '''исполняется отображаемый в данный момент приказ'''):
**{{k|l}}: Auto [[Loom]] All [[Thread]]/No Auto [[Loom]]/Auto [[Loom]] [[Dye]]d [[Thread]] (Автоматически ткать из всех нитей/Не ткать автоматически/Автоматически ткать из окрашенных нитей)
**{{k|d}}: Use Any [[Cloth]]/Use [[Dye]]d [[Cloth]] (Использовать любые ткани/Использовать окрашенные ткани)
**{{k|w}}: Auto Collect [[Weaver|Webs]]/No Auto Collect [[Weaver|Webs]] (Автоматически собирать паутину/Не собирать паутину автоматически)
**{{k|s}}: Auto [[Butchering|Slaughter]]/No Auto [[Butchering|Slaughter]] (Автоматически забивать животных/Не забивать животных автоматически)
**{{k|b}}: Auto [[Butcher]]/No Auto [[Butcher]] (Автоматически разделывать животных/Не разделывать животных автоматически)
**{{k|f}}: Auto [[Fishery]]/No Auto [[Fishery]] (Автоматически разделывать рыбу/Не разделывать рыбу автоматически)
**{{k|k}}: Auto [[Kitchen]]/No Auto [[Kitchen]] (Автоматически готовить еду на кухне/Не готовить еду на кухне автоматически)
**{{k|t}}: Auto [[Tanner|Tan]]/No Auto [[Tanner|Tan]] (Автоматически дубить шкуры/Не дубить шкуры автоматически)
*{{k|z}}: [[Activity zone]] Orders (Приказы по зонам активности). Current Zone Orders (Текущие приказы, '''исполняется отображаемый в данный момент приказ'''):
**{{k|d}}: Prefer Zone [[Activity_zone#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.87.D0.BD.D0.B8.D0.BA_.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D1.8B|Drinking]]/Zone-Only [[Activity_zone#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.87.D0.BD.D0.B8.D0.BA_.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D1.8B|Drinking]] (Предпочтительно пить из питьевой зоны/Пить только из питьевой зоны)
**{{k|f}}: Prefer Zone [[Activity_zone#.D0.A0.D1.8B.D0.B1.D0.B0.D0.BB.D0.BA.D0.B0|Fishing]]/Zone-Only [[Activity_zone#.D0.A0.D1.8B.D0.B1.D0.B0.D0.BB.D0.BA.D0.B0|Fishing]] (Предпочтительно рыбачить в рыболовной зоне/Рыбачить только в рыболовной зоне)
'''Примечание: приказы подменяются негативными предпочтениями дварфов.'''
=={{k|k}}: Look Around (Осмотреть)==
Через эту опцию можно подробно рассмотреть любую интересующую клетку (тайл) карты. На экране отображается, находится ли он снаружи или внутри (outside/inside), освещён ли или нет (light/dark), над или под землёй (above ground/subterranean). Указывается, из чего состоит тайл (тип земли, камня и т.п.), и какие предметы/строения/юниты на нём находятся. В зависимости от рассматриваемого объекта игра может предложить дополнительные опции, такие как View (тщательный осмотр), Forbid/Claim (запретить/востребовать), Melt (расплавить) объект, Dump (пометить его на выброс в мусорный отвал).
=={{k|u}}: Unit List (Список юнитов)==
Меню, которого визуально (пока?) нет, но по кнопке {{k|u}} оно всё же открывается. В этом списке отображаются все присутствующие на карте юниты, включая покойных, — дварфы, животные (домашние и дикие), торговцы, монстры и т.д. Также здесь указывается занятость — для дварфов и статус — для всех остальных.
*{{k|v}}: ViewCre (Осмотреть юнит) — отображаются принадлежащие дварфу объекты. Подробнее о меню просмотра юнита см. [[Interface#v:_View_Units_.28.D0.9F.D0.BE.D1.81.D0.BC.D0.BE.D1.82.D1.80.D0.B5.D1.82.D1.8C_.D1.8E.D0.BD.D0.B8.D1.82.D0.BE.D0.B2.29|соответствующий раздел]].
**{{k|Enter}}: View [[thoughts and preferences]] (Посмотреть мысли и предпочтения дварфа)
**{{k|h}}: Health (Здоровье дварфа)
*** {{k|Status}}: состояние здоровья;
*** {{k|Wounds}}: ранения;
*** {{k|Treatment}}: лечение;
*** {{k|History}}: история болезни.
**{{k|r}}: View Relationships (Посмотреть отношение дварфа к божеству и сородичам)
**{{k|y}}: Customize (Изменить прозвище ({{k|n}}) дварфа или название его профессии ({{k|p}}))
*{{k|c}}: Zoom-Cre (Центрироваться на юнита)
**см. [[Interface#v:_View_Units_.28.D0.9F.D0.BE.D1.81.D0.BC.D0.BE.D1.82.D1.80.D0.B5.D1.82.D1.8C_.D1.8E.D0.BD.D0.B8.D1.82.D0.BE.D0.B2.29|View Units]]
*{{k|b}}: Zoom-Bld (Центрироваться на мастерскую, закреплённую за дварфом)
*{{k|m}}: [[Manager]] (Управляющий)
**{{k|q}}: New order (Новый приказ)
**{{k|r}}: Remove (Отменить приказ)
**{{k|p}}: Increase priority (Повысить приоритет приказа)
**{{k|t}}: Max priority (Установить приказу максимальный приоритет)
*{{k|r}}: Remv Cre (Снять задачу)
=={{k|j}}: Job List (Список работ)==
В этом меню отображаются все выполняемые (или по каким-либо причинам не выполняемые) работы, в которых заняты Ваши дварфы. Напротив каждой работы указывается дварф, который её выполняет (если такого пока нет, работа имеет статус Inactive — "Не выполняется"), а также место работы (для переносок — место назначения).
*{{k|v}}: ViewJob (Посмотреть работу) — отображаются имя и профессия рабочего, место работы (для переносок — место назначения),  постоянный характер работы (repeating, при наличии), а также предметы, с которыми работает дварф.
*{{k|c}}: Zoom-Cre (Центрироваться на юнита)
**см. [[Interface#v:_View_Units_.28.D0.9F.D0.BE.D1.81.D0.BC.D0.BE.D1.82.D1.80.D0.B5.D1.82.D1.8C_.D1.8E.D0.BD.D0.B8.D1.82.D0.BE.D0.B2.29|View Units]]
*{{k|b}}: Zoom-Bld (Центрироваться на мастерскую, закреплённую за дварфом)
*{{k|m}}: [[Manager]] (Управляющий)
**{{k|q}}: New order (Новый приказ)
**{{k|r}}: Remove (Отменить приказ)
**{{k|p}}: Increase priority (Повысить приоритет приказа)
**{{k|t}}: Max priority (Установить приказу максимальный приоритет)
*{{k|r}}: Remv Cre (Снять задачу)
=={{k|m}}: Military (Войска)==
Экран управления [[military|войсками]] содержит всё необходимое для организации грамотной обороны крепости силами армии и состоит из 7 вкладок:
*{{k|Positions}}: показывает количество отрядов, общее количество воинов, качественно-количественный состав выбранного отряда и выполняемое им задание ([[Scheduling#.D0.97.D0.B0.D0.B4.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.8F|schedule]]). Именно на этой вкладке создаются и расформировываются отряды.
*{{k|Alerts}}: позволяет задавать [[Scheduling#.D0.A3.D1.80.D0.BE.D0.B2.D0.BD.D0.B8_.D1.82.D1.80.D0.B5.D0.B2.D0.BE.D0.B3.D0.B8|уровни тревоги]], при активации которых отряды будут тренироваться, защищать норы, к которым они приписаны, патрулировать или стоять лагерем.
*{{k|Equip}}: позволяет одеть и вооружить отряд или даже конкретных дварфов по Вашему желанию, вплоть до специальной амуниции.
*{{k|Uniforms}}: позволяет задать различные типы униформы для более быстрого и удобного обмундирования отрядов и воинов.
*{{k|Supplies}}: позволяет задать количество воды/выпивки и еды, которые воины могут носить в [[waterskin|бурдюках]]/[[flask|флягах]] и [[backpack|рюкзаках]].
**{{k|-}}, {{k|+}}: Carry any drink/Carry water/Do not carry water (Носить с собой любой напиток (воду или выпивку)/Носить с собой воду/Не носить с собой воду.
**{{k|/}}, {{k|*}}: Carry two food/Carry one food/Do not carry food/Carry three food (Носить с собой 2 единицы еды/Носить с собой 1 единицу еды/Не носить с собой еду/Носить с собой 3 единицы еды).
*{{k|Ammunition}}: позволяет задать нужным отрядам (в том числе охотникам) необходимый тип боеприпасов, их количество и материал. 
*{{k|Schedule}}: позволяет назначать отрядам различные задания на каждый месяц года (тренироваться, защищать норы, к которым они приписаны, патрулировать маршруты или стоять лагерем).
Вообще данная тема является одним из сложнейших элементов игры и требует особого изучения. См. ст.ст. [[Military_guide|"Military guide"]] и [[Scheduling|"Scheduling"]].
=={{k|s}}: Squads (Отряды)==
Отряды формируются на экране управления [[military|войсками]] (см. ст.ст. [[Military_guide|"Military guide"]] и [[Squads|"Squads"]].
На экране отрядов отображается название отрядов, имеющихся в Вашем распоряжении, их численный состав и буквы, которыми их можно выбрать.
Вас информируют о том, какой отряд находится ближе всего к курсору.
*{{k|a}}: Выбрать один отряд/одного воина. '''Внимание: если на этом же экране отображается {{k|p}}: Select individuals (Выбирать воинов), то в данный момент выбираются ''отряды'', и наоборот, если отображается {{k|p}}: Select squads (Выбирать отряды), то Вы можете выбирать ''отдельных воинов'''''.
*{{k|A}}: Выбрать дополнительно отряды/дополнительных воинов. Нижним регистром выбирается только один отряд/воин, с верхним регистром к нему могут быть присоединены другие. Например, а+B+C выберет 3 отряда из трёх, тогда как а+B+с — только отряд С (сначала выберется А, к нему добавится B, но "с" всё сбросит и выберет только С).
*{{k|+}}{{k|-}}{{k|*}}{{k|/}}: Scroll list (Листать список)
*{{k|k}}: Attack (Атаковать)
*{{k|m}}: Move (Двигаться)
*{{k|o}}: Cancel orders (Отменить приказ)
*{{k|z}}: Center on selected squad (Центрироваться на выбранном отряде)
*{{k|s}}: View Schedule (Посмотреть задания)
*{{k|t}}: Shed — "текущее задание" (Переключить текущее задание)
*{{k|p}}: Select individuals/Select Squads (Выбирать воинов/Выбирать отряды). Если на этом же экране отображается {{k|p}}: Select squads (выбирать отряды), то при выборе отряда откроется его личный состав, где можно будет выбирать отдельных бойцов тем же образом, что и отряды выше, т.е. нижним регистром — выбрать одного воина, присоединять остальных верхним регистром.
=={{k|N}}: Points/Routes/Notes (Точки/Маршруты/Напоминания)==
Отображает на карте ранее сделанные напоминания и позволяет добавлять новые.
*{{k|p}}: place — поместить точку под курсором.
*{{k|d}}: delete — удалить ближайшую к курсору точку.
*{{k|n}}: name — назвать ближайшую к курсору точку.
*{{k|t}}: note text — комментарий (памятка) к точке, объем не более 100 знаков.
*{{k|c}}: change symbol selector — точке можно назначить символ, цвет символа и фона. Этой кнопкой определяем, что из этого будем менять.
*{{k|s}}: adopt selected synbol — назначает выбранный символ ближайшей к курсору точке.
*{{k|*}}{{k|/}}{{k|+}}{{k|-}}: Select — выбрать символ и его цвета.
*{{k|r}}: routes — маршруты:
**{{k|a}}: add route/waypt — добавить маршрут/точку маршрута.
**{{k|e}}: edit waypts/routes — добавить/удалить точку маршрута/маршрут.
**{{k|d}}: name route — назвать маршрут.
**{{k|n}}: del route/waypt — удалить маршрут/точку маршрута.
**{{k|c}}: center — центрироваться на маршрут.
**{{k|*}}{{k|/}}{{k|+}}{{k|-}}: select — выбрать маршрут из списка.
**{{k|p}}: back to points/notes — вернуться в меню точки/напоминания.
=={{k|w}}: Define Burrows (Создать Норы)==
Норы — это области в крепости, в которых живут дварфы. Создав нору, Вы можете приписать к ней определённых дварфов, после чего они будут использовать мастерские, копать стены, использовать комнаты и проч. только внутри этой норы. См. ст. [[Burrow]].
*{{k|a}}: создать новую нору
*{{k|d}}: удалить выбранную нору
*{{k|+}}{{k|-}}{{k|*}}{{k|/}}: выбрать нору из списка
*{{k|Enter}}: настроить выбранную нору
**{{k|n}}: назвать нору
**{{k|c}}: переключиться между символом, цветом символа и его фоном, которыми будет обозначена нора, для последующего выбора.
**{{k|+}}{{k|-}}{{k|*}}{{k|/}}: выбрать конкретный символ/цвет символа/фон символа норы.
**{{k|Enter}}: задать площадь норы (start/finish rectangle).
**{{k|b}}: переключить размер "кисточки" рисования (стирания) мышкой площади норы (1 тайл/3х3/5х5).
**{{k|r}}: переключение между режимом рисования (currently painting) площади норы и режимом её стирания (currently erasing).
**{{k|z}}: центрироваться на нору.
*{{k|c}}: приписать гражданских к норе.
*{{k|z}}: центрироваться на нору.
Площадь норы задаётся так же, как и любая другая площадь в игре: {{k|Enter}} в одном углу прямоугольника, {{k|Enter}} в противоположном углу. После этого площадь норы можно удобно корректировать мышкой.
=={{k|p}}: Stockpiles (Склады)==
Через это меню Вы можете размещать склады (stockpile) еды, выпивки, предметов обстановки, строительных материалов, оружия и множества других объектов. См. ст. [[Stockpile]].
*{{k|a}}: [[Animal]] (Зверинец)
*{{k|f}}: [[Food]] (Кладовая)
*{{k|u}}: [[Furniture]] Storage (Мебельный склад)
*{{k|y}}: [[Graveyard]] (Кладбище)
*{{k|r}}: [[Refuse]] (Могильник)
*{{k|s}}: [[Stone]] (Склад камней)
*{{k|w}}: [[Wood]] (Склад древесины)
*{{k|e}}: [[Gem]] (Хранилище драгоценных камней)
*{{k|b}}: [[Bar]]/[[Block]] (Склад заготовок и блоков)
*{{k|h}}: [[Cloth]] (Склад тканей)
*{{k|l}}: [[Leather]] (Склад кожи)
*{{k|z}}: [[Ammunition|Ammo]] (Склад боеприпасов)
*{{k|n}}: [[Coins]] (Хранилище монет)
*{{k|g}}: [[Finished Goods]] (Склад готовых товаров)
*{{k|p}}: [[Weapon]]s (Склад оружия)
*{{k|d}}: [[Armor]] (Склад доспехов)
*{{k|c}}: Custom Stockpile (Общий склад)
*{{k|t}}: Custom Settings (Настройки общего склада)
*{{k|/}}{{k|*}}: Reserved [[Barrel]]s (Задать максимум бочек)
*{{k|-}}{{k|+}}: Reserved [[Bin]]s (Задать максимум ящиков)
*{{k|x}}: Remove Designation (Убрать склад)
*{{k|Enter}}: Задать площадь склада
Склад (или его часть) убирается точно так же, как и создаётся ({{k|Enter}} в одном углу прямоугольника и {{k|Enter}} в противоположном углу по диагонали).
=={{k|i}}: Zones (Зоны)==
Позволяет создавать, удалять и настраивать activity zones (зоны активности) — области, предназначенные для выполнения особых задач. См. ст. [[Activity zones]].
*{{k|x}}: Remove Zones/Stop removing zones — удалить зону активности/отменить удаление зоны активности
*{{k|Enter}}: разместить зону активности. Процесс аналогичен созданию складов: {{k|Enter}} на противоположных углах прямоугольника по диагонали.
*{{k|e}}: Rectangle/Flow/Floor Flow — переключить способ задания зоны активности:
**Rectangle: вышеуказанный стандартный "способ прямоугольника";
**Flow: квадрат 7х7, который можно увеличивать/уменьшать клавишами {{k|-}}{{k|+}}. Упирается в стены. Размещается нажатием {{k|Enter}}.
**Floor Flow: тоже самое, что Flow, но этот квадрат покрывает только клетки пола, обходя деревья, сплошные тайлы мастерских и другие препятствия подобного рода.
Задавая площадь прямоугольника, первый раз нажав {{k|Enter}}, вы увидите меню New Activity Zone (новая зона активности):
*Water Source: источник воды
*Fishing: ловля рыбы
*Garbage Dump: свалка
*Pit/Pond: яма/пруд
*Sand Collection: сбор песка
*Meeting Area: зона отдыха
*Hospital: лечебница
Белым цветом выделены те зоны, которые могут быть созданы на данной местности, серым — те, которые не могут. Логично ведь, что источник воды и зона рыбалки не будут работать вдали от воды, а место для сбора песка — там, где его нет? Число в скобках после названия показывает размер создаваемой зоны в тайлах. Завершаем задание зоны вторым нажатием {{k|Enter}}. Теперь в меню практически аналогичный список, только все названия "серые", а внизу добавилась строчка "Active", выделенная белым. Соответствующими буквами выбираем зону, которую хотим видеть на этом месте (она тут же выделится белым) и жмём {{k|Escape}} (Done).
Чтобы сделать зону неактивной, нужно нажать {{k|i}}, навести курсор на нужную зону и нажать {{k|a}}. Для удаления зоны так же наведите на неё, затем нажмите {{k|x}} и {{k|X}}.
Две зоны активности требуют дополнительных настроек:
*{{k|p}}: Pit/Pond (яма/пруд). При установлении этой зоны активной (в отличие от разметки большинства других зон, зона ямы/пруда помещается над открытым пространством, а не на земле):
**{{k|P}}: Set Pit/Pond Information (настроить зону яма/пруд), появляется перечень существ, которые могут быть сброшены в яму/пруд:
***{{k|Enter}}: выбрать существо из списка
***{{k|+}}{{k|-}}: перемещение по списку существ вниз/вверх
***{{k|f}}: переключение между Is Pit (это яма) и Is Pond (это пруд). В скобках отображается степень заполнения ямы/пруда водой: Not Full/Half Fill/Full (Не наполнен/Наполнен наполовину/Наполнен).{{Verify}}
*{{k|h}}: Hospital (лечебница). При установлении этой зоны активной:
**{{k|H}}: Set Hospital Information (настроить зону лечебницы). Отображает количество уже размещённых в лечебнице кроватей, столов, тракционных коек и контейнеров. Также отображается количество содержащихся в этих контейнерах нитей, ткани, мед. шин, костылей, гипсового порошка, вёдер, мыла, а через дробь — их максимум для данной лечебницы.
***{{k|8}}{{k|2}}{{k|9}}{{k|3}}: перемещение по медицинскому инвентарю
***{{k|4}}{{k|6}}{{k|Shift+4}}{{k|Shift+6}}: изменение максимального значения для медицинского инвентаря.
=={{k|q}}: Set Building Tasks/Prefs (Изменить задачи/настройки строений)==
Через эту опцию с помощью курсора можно посмотреть меню любого строения. В зависимости от рассматриваемого объекта содержимое меню меняется. Так как большинстве строений — здания, то обычно это меню имеет следующий вид:
под названием здания отображается список поставленных/выполняемых задач. Зеленая "A" справа от строения означает, что в данный момент это задание выполняется, синяя "R" — что задание будет выполняться в постоянном режиме.
*{{k|a}}: добавить новое задание
*{{k|+}}{{k|-}}{{k|/}}{{k|*}}: перемещение по списку заданий
*{{k|c}}: отменить выбранное задание
*{{k|p}}: повысить приоритет выбранного задания
*{{k|r}}: установить, что задание будет выполняться в постоянном режиме.
*{{k|s}}: отложить выполнение выбранного задания
*{{k|P}}: настройки строения. Здесь можно закрепить строение за одним или несколькими определёнными дварфами, а также настроить уровень профессионализма дварфа, который может работать в данном строении.
**{{k|↑}}{{k|↓}}: перемещение по списку дварфов
**{{k|Enter}}: закрепление строения за дварфом/отмена такого закрепления
**{{k|1}}: все дварфы могут работать в строении
**{{k|/}}{{k|*}}: уменьшить/увеличить минимальный уровень навыка, при котором дварф может работать в этом строении
**{{k|-}}{{k|+}}: уменьшить/увеличить максимальный уровень навыка, при котором дварф может работать в этом строении
*{{k|x}}: разобрать строение
Для просмотра меню иных строений (не зданий), обратитесь к соответствующим статьям. Например, [[Stockpile]], [[Door]] и т.п.
=={{k|R}}: View Rooms/Buildings (Посмотреть комнаты/строения)==
В этом меню можно получить информацию о комнатах, зданиях и иных строениях крепости. В левой части экрана отображается перечень строений, напротив каждого указан дварф, которому оно принадлежит (при наличии такового и только в случае, если это строение не общее), в правой части экрана — локальная карта, которая по {{k|Tab}} выдаёт информацию, идентичную сведениям в левой части экрана (добавляется только строка Evaluation (Описание), но она полностью совпадает с наименованием строения).
*{{k|Enter}}: Посмотреть информацию о строении. В большинстве случаев будет просто чёрный экран, но если строение предварительно проектировалось, то Вы увидите имя этого архитектора, а также дварфа, который осуществил постройку, и будет показано качество проектирования и строительства.
*{{k|t}}: Центрироваться на предметах в выделенном строении
*{{k|q}}: Центрироваться на заданиях выделенного строения
*{{k|Tab}}: Переключить панель локальная карта/панель информации (об этом говорилось выше)
== {{k|t}}: View Items in Buildings (Посмотреть предметы в строениях) ==
Здесь можно посмотреть все предметы в выбранном контейнере или строении. Предметы, которые зарезервированы для текущих заданий, помечаются как '''TSK'''. Материалы, использованные для строения, помечены как '''[B]'''. Также отображаются пометки для запрещённых (название заключается в '''фигурные скобки'''), скрытых ('''H'''), назначенных на выброс ('''D''') или переплавку ('''M''') предметов.
*{{k|f}}: запретить/разрешить выбранный предмет
*{{k|d}}: выбросить выбранный предмет на свалку
*{{k|m}}: переплавить выбранный предмет
*{{k|Enter}}: осмотр предмета (содержимого контейнера)
**{{k|v}}: детальное описание предмета
*{{k|-}}{{k|+}}{{k|/}}{{k|*}}: перемещение по списку
*{{k|x}}: разобрать строение (убрать контейнер)
*{{k|h}}: скрыть/показать выбранный предмет
=={{k|v}}: View Units (Посмотреть юнитов)==
Через это меню можно посмотреть детальную информацию о существе в игре. Отображается имя юнита и его имя/фамилия/прозвище; для дварфа — его профессия, для животного — его вид, является ли оно приручённым (tame).
*{{k|g}}: экран общей информации: отображает пол существа, а также: для дварфа — создателем какого артефакта он является, чем он занимается в данный момент и список его навыков; для животного — имя дварфа, питомцем которого оно является (при наличии). 
**{{k|c}}: переключить отображение боевых умений в списке навыков дварфа;
**{{k|b}}: переключить отображение гражданских умений в списке навыков дварфа;
**{{k|m}}: переключить отображение иных (в основном, социальных) умений в списке навыков дварфа.
*{{k|i}}: отображает "инвентарь" существа — одетые вещи, переносимые предметы, а также различные "следы" на теле — вода, кровь и т.п.
*{{k|p}} (для приручённого (tame) животного):
**{{k|s}}: отправить на убой (Y) / отменить отправку на убой (N)
*{{k|p}} (для дварфа): 
**{{k|l}}: управление работами:
***{{k|+}}{{k|-}}: перемещение по списку работ/групп работ;
***{{k|Enter}}: открыть выбранную группу работ; включить (подсветится белым) /отключить (станет серым) выбранную работу.
**{{k|e}}: попытаться выгнать дварфа или Принятого посетителя из крепости, дети и близкие родственники уйдут с ним. Иногда выгнать не получается.
*{{k|w}}: отображает состояние здоровья существа. В левой части окна — перечень частей тела. Их текущее состояние выделяется цветом (в зависимости от степени повреждения). В правой части указываются общие статусы, такие как: Unconscious (без сознания), Pale (ослабевший), Hungry (голоден), Thirsty (жаждет) и т.д. Подробнее о здоровье — в следующей вкладке.
*{{k|z}}: для животных — показывает их описание; для дварфов — отображает общее количество принадлежащих дварфу объектов, а также перечень соответствующих строений и предметов обстановки. 
**{{k|Enter}}: практически портрет — отображает биографию, внешность, текущее настроение дварфа, занимаемую должность, физические и психологические особенности, привязанность к определённым предметам или, наоборот, их неприятие. 
**{{k|h}}: экран подробной медицинской информации, имеет 4 вкладки:
***{{k|Status}}: показывает, в каком состоянии находится дварф (не может стоять, не может хватать, мучится жаждой и т.д.);
***{{k|Wounds}}: показывает, что произошло с повреждёнными частями тела (переломы, разрывы артерий, заражение и проч.); 
***{{k|Treatment}}: показывает действия, которые "прописаны" больному (вправить кость, наложить шину, иммобилизовать, прооперировать, зашить);
***{{k|History}}: история болезни (даты поступления в лечебницу и проведения процедур, а также осуществившие их дварфы).
**{{k|r}}: отображает социальные отношения дварфа. В левой части экрана — перечень сородичей (плюс божество), в правой — степень близости к дварфу порядке значимости. Причем сначала идут husband/wife/lover (муж/жена/любовник(-ца)), родители (mother/father), братья/сестры (brother/sister), дети по возрасту, потом божество (deity), питомцы (pet), друзья (friend),  приятели (long-term acquaintaince) и знакомые (passing acquaintaince). Таким образом, семья для дварфа важнее религии, а домашние любимцы важнее друзей.
***{{k|z}}: центрироваться на выбранного юнита;
***{{k|v}}: перейти в экран просмотра выбранного юнита.
**{{k|y}}: изменить имя/фамилию/прозвище дварфа (для животных только отображается описание):
***{{k|n}}: изменить имя/фамилию/прозвище дварфа;
***{{k|p}}: изменить наименование профессии дварфа.
**{{k|k}}: эта опция появляется в меню статуса юнита только в том случае, если он убил одно или более существ. Отображается общее количество убийств, имена жертв разумных рас, указания на эти расы и годы убийств.
=={{k|h}}: Hot Keys ("Горячие" клавиши)==
Это меню предназначено исключительно для привязывания к горячим клавишам наиболее интересных вам мест на карте. Доступны 16 клавиш: F1-F8 и те же кнопки с Shift'ом. Нажмите кнопку, к которой хотите "привязать" местность, центрируйте экран на нужное место, жмите {{key|z}}. Затем нажмите {{key|n}} и переименуйте центрирование так, чтобы можно было быстро вспомнить, какое место на карте вызывается по этой клавише. Закрепите такие кнопки за ключевыми местами крепости — так будет гораздо удобнее управлять ею.
=={{k|n}}: Nobles and Administrators (Дворяне и служащие)==
=={{k|z}}: Status (Статус)==
=={{k|Tab}}: Move this menu/map (Убрать это меню/карту)==
=={{k|?}}: Help (Помощь)==
=={{k|Escape}}: Options (Настройки)==
=={{k|;}}: Movies (Видео)==
Очевидно, Тоади предполагал, что через это меню игроки будут записывать разные весёлые игровые короткометражки и обмениваться ими между собой. Однако в настоящее время{{v|0.31.16}} эта опция не то, чтобы работает плохо — она не работает вообще; так что пользуемся сторонними программами.
=={{k|D}}: Depot Access (Доступ к [[trade depot|торговой площади]])==
Включает режим просмотра доступа к торговой площади. Проходимые для вагонов тайлы отображены как зелёная буква '''W''', Торговая площадь голубая  '''D''' на зелёном фоне, непроходимые тайлы — красные '''X'''.
=={{k|l}}: Artifacts (Артефакты)==
В этом меню представлены все артефакты крепости.
*{{k|Enter}}: рассмотреть артефакт подробнее, чтобы узнать его вес и стоимость, а также:
**{{k|f}}: [[forbid|запретить]] артефакт;
**{{k|h}}: скрыть артефакт;
**{{k|v}}: внимательно изучить артефакт (описание).
{{Category|Интерфейс}}
[[en:Interface]]

Текущая версия от 12:47, 22 ноября 2019

Renewal-icon.png Данная статья устарела по строению и/или содержанию. Постарайтесь привести её к актуальному виду.

a: View Announcements (Посмотреть сообщения)

Время от времени внизу экрана появляются сообщения, информирующие о тех или иных событиях игры. Если Вы не успели прочитать такое сообщение или просто не обратили на него внимание, то всегда можете вызвать журнал событий.

b: Building (Разместить строение)

Через это меню устанавливаются все постройки и строения, а также различные предметы обстановки.

r: Reports (Отчёты)

Если какое-либо существо попало в передрягу на видимом участке вашей карты, то здесь можно прочитать подробные логи этого события. Спарринги солдат, добыча дичи охотником, уничтожение драконом каравана, разборки двух забытых тварей в недавно откопанной пещере, смерть шахтёров под обвалом, даже предсмертные страдания задавленного вагонеткой котёнка — здесь будет всё. Для просмотра истории боёв нужного существа, выберете его в списке при помощи стрелок и нажмите Enter (View report — читать отчёт). При желании вы можете центрировать экран на месте баталии, нажав z. Правда, подробности не хранятся вечно, вся информация, кроме самого факта поведённого существом боя и его даты, будет стёрта через некоторое время. Чтобы Вы не пропустили схватки, во время игры в левом верхнем углу экрана будут появляться следующие индикаторы:

H (от hunt, зелёного цвета) — сообщает, что сейчас где-то Ваш охотник бьёт зверя (ну или наоборот);

S (от sparring, голубого цвета) — сообщает, что солдаты занимаются спаррингом друг с другом;

С (от combat, красного цвета) — все остальные кровавые события.

c: View Civilizations (Посмотреть цивилизации)

До версии 0.44.01:

В этом экране отображаются цивилизации, которые встретились вам в игре. Список расширяется по мере расширения внешнеторговых связей крепости и её углубления вниз, к пещерам. В списке слева отображается наименование цивилизации и раса её представителей, справа — находится ли крепость в состоянии войны с ними (красная W) или же мира (зелёная P).

  • Enter: Выбрать цивилизацию. После этого вам покажут список лидеров данной цивилизации.
    • Tab: Переключает режимы отображения информации о выбранной цивилизации. Режимов всего 2 - список лидеров и экономика. В разделе экономики отображается общая сумма товаров, купленных у выбранной цивилизации (imports from...) и общую сумму товаров, проданных выбранной цивилизации (offerings from...).

С версии 0.44.01:

Открывается Информационное меню Цивилизаций/Мира. В нём вы можете просмотреть список цивилизаций, артефактов, пленников, новостей и слухов, а также создавать различные миссии.

d: Designations (Указания)

Через это меню Вы можете давать указания тем дварфам, для работы которых необходимо назначить определённую область на карте (шахтёру, лесорубу, травнику, гравёру), а также строить/убирать лестницы/пандусы, помечать предметы на запрет/возврат, на переплавку и выброс в мусорный отвал, устанавливать приоритеты движения в различных зонах и др.

  • d: Mine (Копать)
  • h: Channel (Копать канал)
  • z: Remove Up Stairs/Ramps (Убрать лестницы/пандусы)
  • u: Upward Stairway (Построить лестницу наверх)
  • j: Downward Stairway (Построить лестницу вниз)
  • i: Up/Down Stairway (Построить лестницы наверх и вниз)
  • r: Upward Ramp (Построить пандус)
  • t: Chop Down Trees (Рубить деревья)
  • p: Gather Plants (Собирать растения)
  • s: Smooth Stone (Шлифовать камень)
  • e: Engrave Stone (Гравировать камень)
  • a: Carve Fortifications (Вырезать бойницы)
  • v: Toggle Engravings (Переключить режим отображения гравюр)
  • x: Remove Designation (Отменить указание)
  • n: Remove Construction (Убрать конструкцию)
  • b: Set Building/Item Proper (Установить свойства строений/предметов)
    • c: Reclaim Items/Buildings (Востребовать предметы/строения)
    • f: Forbid Items/Buildings (Запретить предметы/строения)
    • m: Melt Items (Переплавить предметы)
    • M: Remove Melt (Отменить переплавку)
    • d: Dump Items (Пометить предметы на выброс в мусорный отвал)
    • D: Remove Dump (Отменить выброс предметов в мусорный отвал)
    • h: Hide Items/Buildings (Отключить отображение предметов/строений)
    • H: Unhide Items/Buildings (Включить отображение предметов/строений)
  • o: Set Traffic Areas (Определить приоритеты движения дварфов)
    • h: High Traffic Area (Зона с высоким приоритетом движения)
    • n: Normal Traffic Area (Зона с нормальным приоритетом движения)
    • r: Low Traffic Area (Зона с низким приоритетом движения)
    • l: Restricted Traffic Area (Зона ограниченного движения)

o: Set Orders (Отдать приказы)

Current Standing Orders (Текущие приказы). Внимание: исполняется отображаемый в данный момент приказ:

  • x: Announce some job cancellations/Announce most job cancellations/Announce all job cancellations/Announce no job cancellations (Отображать сообщения об отмене отдельных работ/Отображать сообщения об отмене большинства работ/Отображать сообщения об отмене всех работ/Не отображать сообщения об отмене работ)
  • a: Dwarves Gather Animals/Dwarves Ignore Animals (Дварфы подбирают пойманных животных/Дварфы не подбирают пойманных животных)
  • f: Dwarves Gather Food/Dwarves Ignore Food (Дварфы подбирают разбросанную пищу/Дварфы не подбирают разбросанную пищу)
  • u: Dwarves Gather Furniture/Dwarves Ignore Furniture (Дварфы подбирают разбросанные предметы обстановки/Дварфы не подбирают разбросанные предметы обстановки)
  • g: Dwarves Gather Bodies/Dwarves Ignore Bodies (Дварфы подбирают тела/Дварфы не подбирают тела)
  • r: Refuse (Отходы). Current Refuse Orders (Текущие приказы, исполняется отображаемый в данный момент приказ):
    • r: Dwarves Gather Refuse/Dwarves Ignore Refuse (Дварфы подбирают отходы/Дварфы не подбирают отходы)
    • o: Dwarves Ignore Refuse From Outside/Dwarves Gather Refuse From Outside (Дварфы не подбирают отходы, лежащие снаружи/Дварфы подбирают отходы, лежащие снаружи)
    • c: Dwarves Save Corpses/Dwarves Dump Corpses (Дварфы оставляют трупы/Дварфы выбрасывают трупы)
    • l: Dwarves Save Skulls/Dwarves Dump Skulls (Дварфы оставляют черепа/Дварфы выбрасывают черепа)
    • b: Dwarves Save Bones/Dwarves Dump Bones (Дварфы оставляют кости/Дварфы выбрасывают кости)
    • s: Dwarves Save Shells/Dwarves Dump Shells (Дварфы оставляют панцири и раковины/Дварфы выбрасывают панцири и раковины)
    • i: Dwarves Save Skins/Dwarves Dump Skins (Дварфы оставляют шкуры/Дварфы выбрасывают шкуры)
    • k: Dwarves Save Other/Dwarves Dump Other (Дварфы оставляют иные отходы/Дварфы выбрасывают иные отходы)
  • F: Forbid (Запреты). Current Forbid Orders (Текущие запреты, исполняется отображаемый в данный момент запрет):
    • p: Forbid used ammunition/Reclaim used ammunition (Запрещать использованные боеприпасы/Разрешать использованные боеприпасы)
    • c: Reclaim your dead/Forbid your dead (Разрешать Ваших мертвецов/Запрещать Ваших мертвецов)
    • i: Reclaim your death items/Forbid your death items (Разрешать вещи с Ваших мертвецов/Запрещать вещи с Ваших мертвецов)
    • o: Reclaim other dead/Forbid other dead (Разрешать других мертвецов/Запрещать других мертвецов)
    • t: Forbid other death items/Reclaim other death items (Запрещать вещи с других мертвецов/Разрешать вещи с других мертвецов)

Запрещение вещей мертвеца зависит от времени, прошедшего с момента его смерти.

  • s: Dwarves Gather Minerals/Dwarves Ignore Minerals (Дварфы подбирают минералы/Дварфы не подбирают минералы)
  • w: Dwarves Gather Wood/Dwarves Ignore Wood (Дварфы подбирают древесину/Дварфы не подбирают древесину)
  • h: Dwarves All Harvest/Only Farmers Harvest (Все дварфы собирают урожай/Только земледельцы собирают урожай)
  • m: Mix Food/No Mix (Не сортировать пищу по типам при хранении/Сортировать пищу по типам при хранении)
  • W: Workshop Orders (Приказы по мастерским). Current Workshop Orders (Текущие приказы, исполняется отображаемый в данный момент приказ):
    • l: Auto Loom All Thread/No Auto Loom/Auto Loom Dyed Thread (Автоматически ткать из всех нитей/Не ткать автоматически/Автоматически ткать из окрашенных нитей)
    • d: Use Any Cloth/Use Dyed Cloth (Использовать любые ткани/Использовать окрашенные ткани)
    • w: Auto Collect Webs/No Auto Collect Webs (Автоматически собирать паутину/Не собирать паутину автоматически)
    • s: Auto Slaughter/No Auto Slaughter (Автоматически забивать животных/Не забивать животных автоматически)
    • b: Auto Butcher/No Auto Butcher (Автоматически разделывать животных/Не разделывать животных автоматически)
    • f: Auto Fishery/No Auto Fishery (Автоматически разделывать рыбу/Не разделывать рыбу автоматически)
    • k: Auto Kitchen/No Auto Kitchen (Автоматически готовить еду на кухне/Не готовить еду на кухне автоматически)
    • t: Auto Tan/No Auto Tan (Автоматически дубить шкуры/Не дубить шкуры автоматически)
  • z: Activity zone Orders (Приказы по зонам активности). Current Zone Orders (Текущие приказы, исполняется отображаемый в данный момент приказ):
    • d: Prefer Zone Drinking/Zone-Only Drinking (Предпочтительно пить из питьевой зоны/Пить только из питьевой зоны)
    • f: Prefer Zone Fishing/Zone-Only Fishing (Предпочтительно рыбачить в рыболовной зоне/Рыбачить только в рыболовной зоне)

Примечание: приказы подменяются негативными предпочтениями дварфов.

k: Look Around (Осмотреть)

Через эту опцию можно подробно рассмотреть любую интересующую клетку (тайл) карты. На экране отображается, находится ли он снаружи или внутри (outside/inside), освещён ли или нет (light/dark), над или под землёй (above ground/subterranean). Указывается, из чего состоит тайл (тип земли, камня и т.п.), и какие предметы/строения/юниты на нём находятся. В зависимости от рассматриваемого объекта игра может предложить дополнительные опции, такие как View (тщательный осмотр), Forbid/Claim (запретить/востребовать), Melt (расплавить) объект, Dump (пометить его на выброс в мусорный отвал).

u: Unit List (Список юнитов)

Меню, которого визуально (пока?) нет, но по кнопке u оно всё же открывается. В этом списке отображаются все присутствующие на карте юниты, включая покойных, — дварфы, животные (домашние и дикие), торговцы, монстры и т.д. Также здесь указывается занятость — для дварфов и статус — для всех остальных.

  • v: ViewCre (Осмотреть юнит) — отображаются принадлежащие дварфу объекты. Подробнее о меню просмотра юнита см. соответствующий раздел.
    • Enter: View thoughts and preferences (Посмотреть мысли и предпочтения дварфа)
    • h: Health (Здоровье дварфа)
      • Status: состояние здоровья;
      • Wounds: ранения;
      • Treatment: лечение;
      • History: история болезни.
    • r: View Relationships (Посмотреть отношение дварфа к божеству и сородичам)
    • y: Customize (Изменить прозвище (n) дварфа или название его профессии (p))
  • c: Zoom-Cre (Центрироваться на юнита)
  • b: Zoom-Bld (Центрироваться на мастерскую, закреплённую за дварфом)
  • m: Manager (Управляющий)
    • q: New order (Новый приказ)
    • r: Remove (Отменить приказ)
    • p: Increase priority (Повысить приоритет приказа)
    • t: Max priority (Установить приказу максимальный приоритет)
  • r: Remv Cre (Снять задачу)

j: Job List (Список работ)

В этом меню отображаются все выполняемые (или по каким-либо причинам не выполняемые) работы, в которых заняты Ваши дварфы. Напротив каждой работы указывается дварф, который её выполняет (если такого пока нет, работа имеет статус Inactive — "Не выполняется"), а также место работы (для переносок — место назначения).

  • v: ViewJob (Посмотреть работу) — отображаются имя и профессия рабочего, место работы (для переносок — место назначения), постоянный характер работы (repeating, при наличии), а также предметы, с которыми работает дварф.
  • c: Zoom-Cre (Центрироваться на юнита)
  • b: Zoom-Bld (Центрироваться на мастерскую, закреплённую за дварфом)
  • m: Manager (Управляющий)
    • q: New order (Новый приказ)
    • r: Remove (Отменить приказ)
    • p: Increase priority (Повысить приоритет приказа)
    • t: Max priority (Установить приказу максимальный приоритет)
  • r: Remv Cre (Снять задачу)

m: Military (Войска)

Экран управления войсками содержит всё необходимое для организации грамотной обороны крепости силами армии и состоит из 7 вкладок:

  • Positions: показывает количество отрядов, общее количество воинов, качественно-количественный состав выбранного отряда и выполняемое им задание (schedule). Именно на этой вкладке создаются и расформировываются отряды.
  • Alerts: позволяет задавать уровни тревоги, при активации которых отряды будут тренироваться, защищать норы, к которым они приписаны, патрулировать или стоять лагерем.
  • Equip: позволяет одеть и вооружить отряд или даже конкретных дварфов по Вашему желанию, вплоть до специальной амуниции.
  • Uniforms: позволяет задать различные типы униформы для более быстрого и удобного обмундирования отрядов и воинов.
  • Supplies: позволяет задать количество воды/выпивки и еды, которые воины могут носить в бурдюках/флягах и рюкзаках.
    • -, +: Carry any drink/Carry water/Do not carry water (Носить с собой любой напиток (воду или выпивку)/Носить с собой воду/Не носить с собой воду.
    • /, *: Carry two food/Carry one food/Do not carry food/Carry three food (Носить с собой 2 единицы еды/Носить с собой 1 единицу еды/Не носить с собой еду/Носить с собой 3 единицы еды).
  • Ammunition: позволяет задать нужным отрядам (в том числе охотникам) необходимый тип боеприпасов, их количество и материал.
  • Schedule: позволяет назначать отрядам различные задания на каждый месяц года (тренироваться, защищать норы, к которым они приписаны, патрулировать маршруты или стоять лагерем).

Вообще данная тема является одним из сложнейших элементов игры и требует особого изучения. См. ст.ст. "Military guide" и "Scheduling".

s: Squads (Отряды)

Отряды формируются на экране управления войсками (см. ст.ст. "Military guide" и "Squads". На экране отрядов отображается название отрядов, имеющихся в Вашем распоряжении, их численный состав и буквы, которыми их можно выбрать. Вас информируют о том, какой отряд находится ближе всего к курсору.

  • a: Выбрать один отряд/одного воина. Внимание: если на этом же экране отображается p: Select individuals (Выбирать воинов), то в данный момент выбираются отряды, и наоборот, если отображается p: Select squads (Выбирать отряды), то Вы можете выбирать отдельных воинов.
  • A: Выбрать дополнительно отряды/дополнительных воинов. Нижним регистром выбирается только один отряд/воин, с верхним регистром к нему могут быть присоединены другие. Например, а+B+C выберет 3 отряда из трёх, тогда как а+B+с — только отряд С (сначала выберется А, к нему добавится B, но "с" всё сбросит и выберет только С).
  • +- */: Scroll list (Листать список)
  • k: Attack (Атаковать)
  • m: Move (Двигаться)
  • o: Cancel orders (Отменить приказ)
  • z: Center on selected squad (Центрироваться на выбранном отряде)
  • s: View Schedule (Посмотреть задания)
  • t: Shed — "текущее задание" (Переключить текущее задание)
  • p: Select individuals/Select Squads (Выбирать воинов/Выбирать отряды). Если на этом же экране отображается p: Select squads (выбирать отряды), то при выборе отряда откроется его личный состав, где можно будет выбирать отдельных бойцов тем же образом, что и отряды выше, т.е. нижним регистром — выбрать одного воина, присоединять остальных верхним регистром.

N: Points/Routes/Notes (Точки/Маршруты/Напоминания)

Отображает на карте ранее сделанные напоминания и позволяет добавлять новые.

  • p: place — поместить точку под курсором.
  • d: delete — удалить ближайшую к курсору точку.
  • n: name — назвать ближайшую к курсору точку.
  • t: note text — комментарий (памятка) к точке, объем не более 100 знаков.
  • c: change symbol selector — точке можно назначить символ, цвет символа и фона. Этой кнопкой определяем, что из этого будем менять.
  • s: adopt selected synbol — назначает выбранный символ ближайшей к курсору точке.
  • */+-: Select — выбрать символ и его цвета.
  • r: routes — маршруты:
    • a: add route/waypt — добавить маршрут/точку маршрута.
    • e: edit waypts/routes — добавить/удалить точку маршрута/маршрут.
    • d: name route — назвать маршрут.
    • n: del route/waypt — удалить маршрут/точку маршрута.
    • c: center — центрироваться на маршрут.
    • */+-: select — выбрать маршрут из списка.
    • p: back to points/notes — вернуться в меню точки/напоминания.

w: Define Burrows (Создать Норы)

Норы — это области в крепости, в которых живут дварфы. Создав нору, Вы можете приписать к ней определённых дварфов, после чего они будут использовать мастерские, копать стены, использовать комнаты и проч. только внутри этой норы. См. ст. Burrow.

  • a: создать новую нору
  • d: удалить выбранную нору
  • +- */: выбрать нору из списка
  • Enter: настроить выбранную нору
    • n: назвать нору
    • c: переключиться между символом, цветом символа и его фоном, которыми будет обозначена нора, для последующего выбора.
    • +- */: выбрать конкретный символ/цвет символа/фон символа норы.
    • Enter: задать площадь норы (start/finish rectangle).
    • b: переключить размер "кисточки" рисования (стирания) мышкой площади норы (1 тайл/3х3/5х5).
    • r: переключение между режимом рисования (currently painting) площади норы и режимом её стирания (currently erasing).
    • z: центрироваться на нору.
  • c: приписать гражданских к норе.
  • z: центрироваться на нору.

Площадь норы задаётся так же, как и любая другая площадь в игре: Enter в одном углу прямоугольника, Enter в противоположном углу. После этого площадь норы можно удобно корректировать мышкой.

p: Stockpiles (Склады)

Через это меню Вы можете размещать склады (stockpile) еды, выпивки, предметов обстановки, строительных материалов, оружия и множества других объектов. См. ст. Stockpile.

  • a: Animal (Зверинец)
  • f: Food (Кладовая)
  • u: Furniture Storage (Мебельный склад)
  • y: Graveyard (Кладбище)
  • r: Refuse (Могильник)
  • s: Stone (Склад камней)
  • w: Wood (Склад древесины)
  • e: Gem (Хранилище драгоценных камней)
  • b: Bar/Block (Склад заготовок и блоков)
  • h: Cloth (Склад тканей)
  • l: Leather (Склад кожи)
  • z: Ammo (Склад боеприпасов)
  • n: Coins (Хранилище монет)
  • g: Finished Goods (Склад готовых товаров)
  • p: Weapons (Склад оружия)
  • d: Armor (Склад доспехов)
  • c: Custom Stockpile (Общий склад)
  • t: Custom Settings (Настройки общего склада)
  • / *: Reserved Barrels (Задать максимум бочек)
  • -+: Reserved Bins (Задать максимум ящиков)
  • x: Remove Designation (Убрать склад)
  • Enter: Задать площадь склада

Склад (или его часть) убирается точно так же, как и создаётся (Enter в одном углу прямоугольника и Enter в противоположном углу по диагонали).

i: Zones (Зоны)

Позволяет создавать, удалять и настраивать activity zones (зоны активности) — области, предназначенные для выполнения особых задач. См. ст. Activity zones.

  • x: Remove Zones/Stop removing zones — удалить зону активности/отменить удаление зоны активности
  • Enter: разместить зону активности. Процесс аналогичен созданию складов: Enter на противоположных углах прямоугольника по диагонали.
  • e: Rectangle/Flow/Floor Flow — переключить способ задания зоны активности:
    • Rectangle: вышеуказанный стандартный "способ прямоугольника";
    • Flow: квадрат 7х7, который можно увеличивать/уменьшать клавишами -+. Упирается в стены. Размещается нажатием Enter.
    • Floor Flow: тоже самое, что Flow, но этот квадрат покрывает только клетки пола, обходя деревья, сплошные тайлы мастерских и другие препятствия подобного рода.

Задавая площадь прямоугольника, первый раз нажав Enter, вы увидите меню New Activity Zone (новая зона активности):

  • Water Source: источник воды
  • Fishing: ловля рыбы
  • Garbage Dump: свалка
  • Pit/Pond: яма/пруд
  • Sand Collection: сбор песка
  • Meeting Area: зона отдыха
  • Hospital: лечебница

Белым цветом выделены те зоны, которые могут быть созданы на данной местности, серым — те, которые не могут. Логично ведь, что источник воды и зона рыбалки не будут работать вдали от воды, а место для сбора песка — там, где его нет? Число в скобках после названия показывает размер создаваемой зоны в тайлах. Завершаем задание зоны вторым нажатием Enter. Теперь в меню практически аналогичный список, только все названия "серые", а внизу добавилась строчка "Active", выделенная белым. Соответствующими буквами выбираем зону, которую хотим видеть на этом месте (она тут же выделится белым) и жмём Escape (Done). Чтобы сделать зону неактивной, нужно нажать i, навести курсор на нужную зону и нажать a. Для удаления зоны так же наведите на неё, затем нажмите x и X. Две зоны активности требуют дополнительных настроек:

  • p: Pit/Pond (яма/пруд). При установлении этой зоны активной (в отличие от разметки большинства других зон, зона ямы/пруда помещается над открытым пространством, а не на земле):
    • P: Set Pit/Pond Information (настроить зону яма/пруд), появляется перечень существ, которые могут быть сброшены в яму/пруд:
      • Enter: выбрать существо из списка
      • +-: перемещение по списку существ вниз/вверх
      • f: переключение между Is Pit (это яма) и Is Pond (это пруд). В скобках отображается степень заполнения ямы/пруда водой: Not Full/Half Fill/Full (Не наполнен/Наполнен наполовину/Наполнен).Требует проверки
  • h: Hospital (лечебница). При установлении этой зоны активной:
    • H: Set Hospital Information (настроить зону лечебницы). Отображает количество уже размещённых в лечебнице кроватей, столов, тракционных коек и контейнеров. Также отображается количество содержащихся в этих контейнерах нитей, ткани, мед. шин, костылей, гипсового порошка, вёдер, мыла, а через дробь — их максимум для данной лечебницы.
      • 8293: перемещение по медицинскому инвентарю
      • 46Shift+4Shift+6: изменение максимального значения для медицинского инвентаря.

q: Set Building Tasks/Prefs (Изменить задачи/настройки строений)

Через эту опцию с помощью курсора можно посмотреть меню любого строения. В зависимости от рассматриваемого объекта содержимое меню меняется. Так как большинстве строений — здания, то обычно это меню имеет следующий вид: под названием здания отображается список поставленных/выполняемых задач. Зеленая "A" справа от строения означает, что в данный момент это задание выполняется, синяя "R" — что задание будет выполняться в постоянном режиме.

  • a: добавить новое задание
  • +-/ *: перемещение по списку заданий
  • c: отменить выбранное задание
  • p: повысить приоритет выбранного задания
  • r: установить, что задание будет выполняться в постоянном режиме.
  • s: отложить выполнение выбранного задания
  • P: настройки строения. Здесь можно закрепить строение за одним или несколькими определёнными дварфами, а также настроить уровень профессионализма дварфа, который может работать в данном строении.
    • : перемещение по списку дварфов
    • Enter: закрепление строения за дварфом/отмена такого закрепления
    • 1: все дварфы могут работать в строении
    • / *: уменьшить/увеличить минимальный уровень навыка, при котором дварф может работать в этом строении
    • -+: уменьшить/увеличить максимальный уровень навыка, при котором дварф может работать в этом строении
  • x: разобрать строение

Для просмотра меню иных строений (не зданий), обратитесь к соответствующим статьям. Например, Stockpile, Door и т.п.

R: View Rooms/Buildings (Посмотреть комнаты/строения)

В этом меню можно получить информацию о комнатах, зданиях и иных строениях крепости. В левой части экрана отображается перечень строений, напротив каждого указан дварф, которому оно принадлежит (при наличии такового и только в случае, если это строение не общее), в правой части экрана — локальная карта, которая по Tab выдаёт информацию, идентичную сведениям в левой части экрана (добавляется только строка Evaluation (Описание), но она полностью совпадает с наименованием строения).

  • Enter: Посмотреть информацию о строении. В большинстве случаев будет просто чёрный экран, но если строение предварительно проектировалось, то Вы увидите имя этого архитектора, а также дварфа, который осуществил постройку, и будет показано качество проектирования и строительства.
  • t: Центрироваться на предметах в выделенном строении
  • q: Центрироваться на заданиях выделенного строения
  • Tab: Переключить панель локальная карта/панель информации (об этом говорилось выше)

t: View Items in Buildings (Посмотреть предметы в строениях)

Здесь можно посмотреть все предметы в выбранном контейнере или строении. Предметы, которые зарезервированы для текущих заданий, помечаются как TSK. Материалы, использованные для строения, помечены как [B]. Также отображаются пометки для запрещённых (название заключается в фигурные скобки), скрытых (H), назначенных на выброс (D) или переплавку (M) предметов.

  • f: запретить/разрешить выбранный предмет
  • d: выбросить выбранный предмет на свалку
  • m: переплавить выбранный предмет
  • Enter: осмотр предмета (содержимого контейнера)
    • v: детальное описание предмета
  • -+/ *: перемещение по списку
  • x: разобрать строение (убрать контейнер)
  • h: скрыть/показать выбранный предмет

v: View Units (Посмотреть юнитов)

Через это меню можно посмотреть детальную информацию о существе в игре. Отображается имя юнита и его имя/фамилия/прозвище; для дварфа — его профессия, для животного — его вид, является ли оно приручённым (tame).

  • g: экран общей информации: отображает пол существа, а также: для дварфа — создателем какого артефакта он является, чем он занимается в данный момент и список его навыков; для животного — имя дварфа, питомцем которого оно является (при наличии).
    • c: переключить отображение боевых умений в списке навыков дварфа;
    • b: переключить отображение гражданских умений в списке навыков дварфа;
    • m: переключить отображение иных (в основном, социальных) умений в списке навыков дварфа.
  • i: отображает "инвентарь" существа — одетые вещи, переносимые предметы, а также различные "следы" на теле — вода, кровь и т.п.
  • p (для приручённого (tame) животного):
    • s: отправить на убой (Y) / отменить отправку на убой (N)
  • p (для дварфа):
    • l: управление работами:
      • +-: перемещение по списку работ/групп работ;
      • Enter: открыть выбранную группу работ; включить (подсветится белым) /отключить (станет серым) выбранную работу.
    • e: попытаться выгнать дварфа или Принятого посетителя из крепости, дети и близкие родственники уйдут с ним. Иногда выгнать не получается.
  • w: отображает состояние здоровья существа. В левой части окна — перечень частей тела. Их текущее состояние выделяется цветом (в зависимости от степени повреждения). В правой части указываются общие статусы, такие как: Unconscious (без сознания), Pale (ослабевший), Hungry (голоден), Thirsty (жаждет) и т.д. Подробнее о здоровье — в следующей вкладке.
  • z: для животных — показывает их описание; для дварфов — отображает общее количество принадлежащих дварфу объектов, а также перечень соответствующих строений и предметов обстановки.
    • Enter: практически портрет — отображает биографию, внешность, текущее настроение дварфа, занимаемую должность, физические и психологические особенности, привязанность к определённым предметам или, наоборот, их неприятие.
    • h: экран подробной медицинской информации, имеет 4 вкладки:
      • Status: показывает, в каком состоянии находится дварф (не может стоять, не может хватать, мучится жаждой и т.д.);
      • Wounds: показывает, что произошло с повреждёнными частями тела (переломы, разрывы артерий, заражение и проч.);
      • Treatment: показывает действия, которые "прописаны" больному (вправить кость, наложить шину, иммобилизовать, прооперировать, зашить);
      • History: история болезни (даты поступления в лечебницу и проведения процедур, а также осуществившие их дварфы).
    • r: отображает социальные отношения дварфа. В левой части экрана — перечень сородичей (плюс божество), в правой — степень близости к дварфу порядке значимости. Причем сначала идут husband/wife/lover (муж/жена/любовник(-ца)), родители (mother/father), братья/сестры (brother/sister), дети по возрасту, потом божество (deity), питомцы (pet), друзья (friend), приятели (long-term acquaintaince) и знакомые (passing acquaintaince). Таким образом, семья для дварфа важнее религии, а домашние любимцы важнее друзей.
      • z: центрироваться на выбранного юнита;
      • v: перейти в экран просмотра выбранного юнита.
    • y: изменить имя/фамилию/прозвище дварфа (для животных только отображается описание):
      • n: изменить имя/фамилию/прозвище дварфа;
      • p: изменить наименование профессии дварфа.
    • k: эта опция появляется в меню статуса юнита только в том случае, если он убил одно или более существ. Отображается общее количество убийств, имена жертв разумных рас, указания на эти расы и годы убийств.

h: Hot Keys ("Горячие" клавиши)

Это меню предназначено исключительно для привязывания к горячим клавишам наиболее интересных вам мест на карте. Доступны 16 клавиш: F1-F8 и те же кнопки с Shift'ом. Нажмите кнопку, к которой хотите "привязать" местность, центрируйте экран на нужное место, жмите z. Затем нажмите n и переименуйте центрирование так, чтобы можно было быстро вспомнить, какое место на карте вызывается по этой клавише. Закрепите такие кнопки за ключевыми местами крепости — так будет гораздо удобнее управлять ею.

n: Nobles and Administrators (Дворяне и служащие)

z: Status (Статус)

Tab: Move this menu/map (Убрать это меню/карту)

?: Help (Помощь)

Escape: Options (Настройки)

;: Movies (Видео)

Очевидно, Тоади предполагал, что через это меню игроки будут записывать разные весёлые игровые короткометражки и обмениваться ими между собой. Однако в настоящее времяv0.31.16 эта опция не то, чтобы работает плохо — она не работает вообще; так что пользуемся сторонними программами.

D: Depot Access (Доступ к торговой площади)

Включает режим просмотра доступа к торговой площади. Проходимые для вагонов тайлы отображены как зелёная буква W, Торговая площадь голубая D на зелёном фоне, непроходимые тайлы — красные X.

l: Artifacts (Артефакты)

В этом меню представлены все артефакты крепости.

  • Enter: рассмотреть артефакт подробнее, чтобы узнать его вес и стоимость, а также:
    • f: запретить артефакт;
    • h: скрыть артефакт;
    • v: внимательно изучить артефакт (описание).