Stockpile: различия между версиями

Материал из Dwarf Fortress Wiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м (Замена текста — « - это » на « — это »)
м (Замена текста — « - » на « — »)
Строка 1: Строка 1:


'''Кладовые''' — это место где [[дварфы]] хранят различные припасы. Дварфы-носильщики (смотри «[[hauling|переноска]]») будут искать припасы лежащие в ненадлежащих местах и автоматически носить их в соответствующие кладовые. Постарайтесь расположить свои кладовые так, чтобы время на переноску припасов с места сбора до кладовой было минимально. В кладовых припасы могут храниться в [[bag|мешках]], [[barrel|бочках]] или [[bin|ящиках]] (смотри «[[использование ящиков и бочек]]»).
== Размещение кладовых ==
Чтобы объявить некую область кладовой, используйте {{key|p}} меню. Справа появится панель со списком всех возможных типов кладовых и соответствующих им кнопок. Выберите нужный тип кладовой и обозначьте территорию. Делается это так же, как и указание территории работ. Сперва курсором выбираете один угол вашей кладовой и нажимаете {{k|Enter}}, затем выбираете противоположный по диагонали угол и снова нажимаете {{k|Enter}}. Если при этом в зону, назначенную кладовой, попал какой-нибудь предмет, не предназначенный для этого (например, кусок стены), то кладовая все равно создастся, хотя и не будет включать в себя этот кусок стены.
Удаление кладовых работает точно так же, только через пункт меню {{key|x}}: {{tt|Remove Designation|Удалить конструкцию}}.
== Использование кладовых ==
Как только кладовая будет размещена, дварфы сразу же начнут автоматически стаскивать в нее доступные подходящие вещи, до тех пор пока кладовая не заполнится. Обратите внимание, что дварфы будут размещать предметы начиная с самых ближайших клеточек кладовой, «игнорируя любые препятствия».
Если дварфу понадобится определенный предмет, он также будет брать его из ближайшей клеточки. Не рекомендуется создавать кладовые камня, потому что из-за тяжести каменных глыб, их [[hauling|транспортировка]] нетренированными дварфами-носильщиками занимает очень много времени.
Хорошим приемом, гарантирующим постоянное наличие материалов в мастерских является создание небольших кладовочек около мастерских. Это позволяет существенно ускорить производство, так как ремесленник, закончив одно изделие, не будет бежать далеко за новой порцией сырья, а возьмет его из расположенной рядом кладовочки, в то время как тяжелую и тупую работу по доставке сырья до этой маленькой кладовочки будут выполнять неквалифицированные дварфы-носильщики.
Нет необходимости создавать кладовые под все типы предметов. Если кладовой под тот или иной предмет нет, то дварф просто возьмет это предмет там, где он лежит. Это может быть выгодно, например, если у вас нет кладовой под  [[gem|драгоценные камни]], тогда [[jeweler|ювелир]] просто принесет свежую партию драгоценных камней самостоятельно, не дожидаясь, пока это сделают носильщики. Минусом такого подхода будет то, что ювелир потратит много времени на переноску вместо работы. Так что, если у вас достаточно носильщиков, устраивать кладовые выгодно. Также учтите, что мастерские подвержены [[Clutter|захламлению]], что снижает их производительность. Захламление наступает, если в мастерской скапливается большое количество произведённой продукции.
== Перемещение припасов ==
Другой особенностью кладовых является то, что дварфам можно приказать заполнить кладовую не только свободнолежащими предметами, но и припасами из других кладовых того же типа. Делается это так: нажимаете {{key|q}} и наводите курсор на кладовую куда хотите перенести припасы. Нажимаете {{key|t}} и, опять же, курсором выбираете кладовую, откуда будут перенесены припасы. Остальное дварфы сделают сами. Если вы хотите отменить приказ по переносу припасов из одной кладовой в другую, снова нажмите {{key|q}}, выберите курсором кладовую куда сносятся припасы и нажмите {{K|d}}.
Перемещение припасов возможно только одно за раз. Например, приказ перемещать припасы из кладовой №13 в кладовую №4 аннулирует действующий приказ на перемещение припасов из кладовой №4 в кладовую №13. Однако можно приказать дварфам таскать припасы из кладовой №4 в кладовую №12, из №12 в №13, а из №13 опять в №4. В этом случае дварфы будут заняты бесконечным перемещением припасов из кладовой в кладовую.
ВАЖНО: можно приказать стаскивать в одно хранилище припасы из неограниченного количества других кладовых.
== Виды кладовых ==
=== [[Ammo]] ===
Эта кладовая хранит '''боеприпасы''' для всех видов оружия. В каждом ящике может храниться по 100 единиц боеприпасов. Так как дварфы могут использовать только [[crossbow|арбалетные]]  [[bolt|болты]], то будет разумно запретить носить в хранилище [[arrow|стрелы]] и [[blowdart|дротики]].
=== [[Animal]] ===
[[animals|'''Животные''']], посаженные в [[cage|клетки]], будут храниться здесь. Также тут складируются [[traps|ловушки]], предназначенные для поимки диких животных, и пустые [[cage|клетки]].
=== [[Armor]] ===
Здесь хранятся '''доспехи''' всех типов. Можно использовать [[bin|ящики]] для хранения по 10 элементов доспехов в каждой, независимо от того, для какой части тела предназначен данный элемент.
=== [[Bar]]/[[Block]] ===
'''Слитки''' выплавленного [[metal|металла]] и '''блоки''' вырубленного камня хранятся здесь после того, как они изготовлены в [[Smelter|плавильне]] и [[Mason's workshop|мастерской каменщика]]. [[ash|Зола]], [[potash|поташ]], [[soap|мыло]], [[charcoal|древесный уголь]] и [[coke|кокс]] тоже хранятся здесь. Слитки и блоки хранятся в [[bin|ящиках]] по 10 штук в каждом.
=== [[Cloth]] ===
Здесь хранятся сотканные в [[Loom|ткацких мастерских]] [[cloth|'''ткани''']] и [[thread|'''пряжа''']]. Можно использовать [[bin|ящики]] в которые входит по 10 единиц ткани.
=== [[Coins]] ===
Здесь хранятся отчеканенные '''монеты'''. Хранятся или в грудах по 500 монет, или в ящиках по 3000 монет в каждом.
=== [[Finished Goods]] ===
'''Готовые товары''' изготовленные в [[Craftsdwarf's workshop|ремесленных мастерских]], а также в [[clothier's shop|пошивной]] и [[leather works|кожевенной мастерской]] хранятся здесь, пока не будут проданы или использованы. Если использовать [[bin|ящики]], то в них уместится по 25 штук товара в каждом.
=== [[Food]] ===
Здесь хранится '''пища'''. Как ни странно, [[lye|щёлок]], яд [[Giant desert scorpion|гигантских пустынных скорпионов]] и мешки с [[dye|красителями]] тоже хранятся здесь. Сырая рыба также приносится сюда и хранится до тех пор, пока не будет обработана в [[Fishery|рыболовецкой]] и не превратится в съедобное [[meat|мясо]]. Напитки всегда хранятся в [[barrel|бочках]]. Семена могут быть в [[bag|мешках]], вся остальная еда может храниться в бочках, по 10 единиц в каждой, но следует отметить, что штабели жареной говядины (+Cow meat roast [8]+) хранятся по 8 единиц.
Следует также отметить, что [[prepared meal|готовая еда]] в штабелях из более чем 10 единиц (например — ☼Dwarven Beer Roast [200]☼) не поместятся в бочку, но не будут гнить, если помещены на соответствующий склад и занимают одну клетку. Чтобы высвободить бочки из-под еды, вы можете выделить отдельный склад для готовой еды, который не принимает бочки, но если вы готовите еду большими порциями, это вряд ли вам понадобится.
=== [[Furniture]] ===
Здесь хранятся '''предметы обстановки''' изготовленные в [[Carpenter's workshop|плотницкой]], [[Mason's workshop|мастерской каменщика]] и [[Mechanic's workshop|мастерской механика]] вместе с предметами обстановки, созданными в других мастерских. Так как эта категория имеет очень широкий ассортимент предметов, желательно создавать более специализированные хранилища.
=== [[Gem]] ===
Здесь хранятся '''драгоценные камни''' и [[glass|стекло]], как обработанные, так и необработанные. Можно складывать в [[bin|ящики]] по 10 штук в каждый.
=== [[Graveyard]] ===
'''Кладбище'''. Мертвые дварфы и их [[pet|домашние животные]], не имеющие личных усыпальниц, будут хорониться здесь. Если кладбище находится внутри помещения, то разлагающиеся тела будут источать [[miasma|зловоние]], поэтому нужно обязательно делать закрытое помещение.
=== [[Leather]] ===
'''Кожи''' изготовленные в [[Leather works|дубильной мастерской]] хранятся здесь. Можно в ящиках по 10 кож в каждом.
=== [[refuse stockpile|Refuse]] ===
'''Могильник'''. Дварфы ненавидят [[miasma|зловоние]], распространяющееся по их жилищу, поэтому любой предмет, который может [[rot|сгнить]], нужно относить в могильник. Многие игроки предпочитают устраивать могильники снаружи пещеры, на небольшом расстоянии от входа. Если устроить свалку внутри помещения, то разлагающиеся предметы будут издавать зловоние, которое начнет распространяться по пещерам и оказывать на проходящих через облако зловония дварфов угнетающее воздействие, вызывая у них невеселые мысли. Чтобы избежать этого, стоит отделять могильники от остальных помещений. Зловоние не проникает через закрытые двери, и тогда только дварфы, зашедшие в вонючую комнату по делу, станут огорчатся. Альтернативой этому является выкопка канала с поверхности, что создаст небольшую область внутри крепости, которая технически будет считаться внешней поверхностью, а значит зловоние не возникнет.
Кости и черепашьи панцири также будут выброшены сюда, независимо от их происхождения — получены ли они из мертвых врагов или в процессе мирного приготовления пищи. Содержимое наружных могильников исчезает каждый сезон, а содержимое внутренних — нет. Поэтому можно создать отдельный могильник внутри крепости, куда будут скапливаться кости, пригодные для дальнейшей переработки.
Помните: могильник — это не то же самое, что и [[Activity_zone#Мусорный_отвал|мусорный отвал]]. В отвалы сбрасываются предметы, помеченные как '''Dump''' вручную или через меню [[order|приказов]].
=== [[Stone]] ===
Крайний избыток '''камня''' часто приводит к тому, что обычно склад, предназначенный для них, заполняется очень быстро, поэтому резонно создание нескольких мест для склада камней. Создание гигантского склада едва ли можно назвать хорошей идеей: пройдёт уйма времени пока он заполнится до конца. Разумно располагать эти склады рядом с мастерскими каменщиков и слесарей. Другой вариант — создавать маленькие склады рядом с каменщиками, оставляя камни лежать где они лежат, избавляя дварфов от необходимости непрерывно бегать. Хотя в таком случае камни будут мешать большим сооружениям и их просто некуда будет убрать чтобы расчистить место. Некоторые дварфы рассматривают существование складов камня как кару божью, вынуждающую их носиться туда-сюда без остановки на веки вечные. Избежать переноски камня, когда в ней нет необходимости, поможет меню приказов ({{key|o}}), содержащее пункт mineral({{key|s}}).
=== [[Weapon]]s ===
'''Оружие''' всех типов (включая неиспользуемое дварфами и части ловушек) по умолчанию складируется здесь. Чтобы уместить до 10-ти единиц оружия любых типов на одной клетке, можно использовать [[bin|ящики]].
=== [[Wood]] ===
В ожидании своей очереди в [[Carpenter's workshop|мастерскую плотника]] срубленные деревья попадают на склад '''древесины'''. На переноску древесины с поверхности уходит много времени, поэтому логичнее сделать этот склад побольше. И, конечно, стоит располагать его поближе к рабочему месту плотника.
=== Произвольные кладовые ===
Произвольные кладовые позволяют вам выбирать типы предметов, которые будут в них храниться. Можно смешивать любые предметы. Например, если захотите, вы можете создать кладовую, которая будет содержать сырых черепах (raw [[turtle]]), механизмы ([[mechanism]]s) и все камни кроме оникса ([[onyx]]). Чтобы выбрать нужные типы предметов, нажмите {{key|q}}, выберите кладовую, а затем нажмите {{key|s}}. Можно также нажать кнопку {{key|t}} в меню {{key|p}} перед размещением кладовой клавишей {{key|c}}. Имейте в виду, что многие подменю имеют по несколько страниц. К примеру, подменю «прочие» (other) меню «камни» (stone) имеет несколько страниц, в то время как «руды металлов» (metal [[ore]]s) и «экономически полезные» (economic) имеют по одной.
== Настройка кладовых ==
Экран настроек кладовых ('''Stockpile Settings''') может показаться непривычным. В первой колонке расположены основные категории. Во второй могут быть или не быть подкатегории. В третьей находятся отдельные предметы. Вторая и третья колонки видимы только когда выбрана и разрешена для хранения ({{key|e}}nabled) категория в первой.
Перемещаться по этому экрану вам помогут кнопки {{key|+}} и {{key|-}}, а также стрелки влево и вправо. {{key|e}} и {{key|d}} используются для разрешения и запрета на хранение категории в данной кладовой. {{key|a}} и {{key|b}} действуют также на все подкатегории, а {{key|p}} и {{key|f}} — только на выбранную. Эти шесть кнопок будут работать вне зависимости от колонки, в которой вы находитесь, хотя последние четыре не всегда будут доступны.<br />{{key|Enter}} меняет разрешение на отдельные предметы.
== Заметки ==
Некоторые категории имеют дополнительные типы предметов, для которых используются кнопки {{key|u}} и, иногда, {{key|j}}.
{| border="1" cellpadding="4"
|+
! Категория
! Типы предметов
|-
| Животные (Animals)
| Пустые клетки (Empty cages) и пустые ловушки для животных (Empty animal traps)
|-
| Еда (Food)
| Приготовленная еда (Prepared food)
|-
| Мебель (Furniture)
| Мешок с песком (Sand bag)
|-
| Оружие (Weapons)
| Местное (Local) и привезённое (Foreign)
|-
| Доспехи (Armor)
| Местное (Local) и привезённое (Foreign)
|}
Если вы запретите хранение предмета, который уже лежит в этой кладовой, он станет считаться лежащим не на месте и ваши дварфы перенесут их в более подходящую кладовую (если таковая у вас есть).
== Использование произвольных кладовых ==
Произвольные кладовые полезны для еды, предметов обстановки и болванок/блоков, для того, чтобы щёлок и яды не лежали рядом с [[kitchen|кухней]], [[floodgate|шлюзы]] и механизмы не лежали рядом с [[room|комнатами]] в которых нужны [[statue|статуи]] и двери, каменные блоки не лежали рядом с кузницами и металлические болванки — рядом с фермами.
Один из вариантов использования — создание наружной кладовой для отходов кроме [[bone|костей]] и [[shell|раковин]], и внутренней кладовой рядом с ремесленной мастерской, в которой будут лежать '''только''' эти вещи. Если вы выставили опцию для сбора отходов снаружи, кости будут перенесены внутрь как только мясо на трупах полностью сгниёт. Правда, если дварфы попытаются собрать отходы, находящиеся далеко от входа, то они будут подвергаться угрозе нападения и бесполезной переноски больших количеств хлама.
Другой эффективный вариант использования произвольных кладовых — торговля с эльфами. Для этого надо создать кладовую для «эльфобезопасных» вещей: большая часть категорий, где это важно, содержит опцию «материалы».
Ещё один эффективный метод состоит в том, чтобы создать кладовую слитков/блоков только для [[charcoal|древесного угля]] рядом с [[forge|кузницами]] и плавильными печами, чтобы он переносился из [[Wood furnace|углевыжигательных печей]] туда. Будет ещё лучше, если вы создадите маленькую кладовую для [[wood|дерева]] рядом с углевыжигательными печами.
Другие варианты:
* '''Кладовая фермера:''' [[seed|Семена]] и [[potash|поташ]]. (Если [[ashery|зольник]] рядом, также можно хранить тут золу и щёлок). Не забудьте выключить использование бочек в кладовых для семян. Лучше хранить семена в мешках, так что важно убрать хранение семян во ВСЕХ остальных кладовых для еды.)
* '''Кладовая плавильщика:''' [[ore|Руда]] и [[economic stone|промышленные минералы]].
* '''Кладовая для песка:''' Мешки с [[sand|песком]].
* '''Одежда:''' Кладовая для одежды и [[dye|красок]]. (Краски обычно считаются едой.)
* '''Кладовая для еды:''' Кладовая для еды и бочек для того, чтобы ваши дварфы не таскали бочки на и со складов предметов обстановки.
* '''Кладовая для кожи''' Кладовая отходов, ограниченная [[skin|кожей]], подобная кладовой с костями и раковинами. Располагать рядом с дубильней.
* '''Кладовая пивовара:''' [[List of crops|Растения, из которых можно варить алкоголь]].
* '''Кладовая освежительных напитков:''' Поскольку дварфы пьют в два раза больше, чем едят, размещение множества маленьких кладовых с [[drink|алкоголем]], разбросанных по форту, поможет уменьшить количество перерывов в работе.
* '''Кладовая камня:''' При строительстве эпических сооружений, больших мостов и дорог стоит создавать небольшие склады камня рядом с предполагаемой стройкой. Бездельников носильщиков всегда больше каменщиков и архитекторов, пускай помогают.
[[Категория:Склады]]
[[Категория:Предметы]]
[[en:Stockpile]]

Версия от 12:59, 14 апреля 2012


Кладовые — это место где дварфы хранят различные припасы. Дварфы-носильщики (смотри «переноска») будут искать припасы лежащие в ненадлежащих местах и автоматически носить их в соответствующие кладовые. Постарайтесь расположить свои кладовые так, чтобы время на переноску припасов с места сбора до кладовой было минимально. В кладовых припасы могут храниться в мешках, бочках или ящиках (смотри «использование ящиков и бочек»).

Размещение кладовых

Чтобы объявить некую область кладовой, используйте p меню. Справа появится панель со списком всех возможных типов кладовых и соответствующих им кнопок. Выберите нужный тип кладовой и обозначьте территорию. Делается это так же, как и указание территории работ. Сперва курсором выбираете один угол вашей кладовой и нажимаете Enter, затем выбираете противоположный по диагонали угол и снова нажимаете Enter. Если при этом в зону, назначенную кладовой, попал какой-нибудь предмет, не предназначенный для этого (например, кусок стены), то кладовая все равно создастся, хотя и не будет включать в себя этот кусок стены.

Удаление кладовых работает точно так же, только через пункт меню x: Remove Designation.

Использование кладовых

Как только кладовая будет размещена, дварфы сразу же начнут автоматически стаскивать в нее доступные подходящие вещи, до тех пор пока кладовая не заполнится. Обратите внимание, что дварфы будут размещать предметы начиная с самых ближайших клеточек кладовой, «игнорируя любые препятствия».

Если дварфу понадобится определенный предмет, он также будет брать его из ближайшей клеточки. Не рекомендуется создавать кладовые камня, потому что из-за тяжести каменных глыб, их транспортировка нетренированными дварфами-носильщиками занимает очень много времени.

Хорошим приемом, гарантирующим постоянное наличие материалов в мастерских является создание небольших кладовочек около мастерских. Это позволяет существенно ускорить производство, так как ремесленник, закончив одно изделие, не будет бежать далеко за новой порцией сырья, а возьмет его из расположенной рядом кладовочки, в то время как тяжелую и тупую работу по доставке сырья до этой маленькой кладовочки будут выполнять неквалифицированные дварфы-носильщики.

Нет необходимости создавать кладовые под все типы предметов. Если кладовой под тот или иной предмет нет, то дварф просто возьмет это предмет там, где он лежит. Это может быть выгодно, например, если у вас нет кладовой под драгоценные камни, тогда ювелир просто принесет свежую партию драгоценных камней самостоятельно, не дожидаясь, пока это сделают носильщики. Минусом такого подхода будет то, что ювелир потратит много времени на переноску вместо работы. Так что, если у вас достаточно носильщиков, устраивать кладовые выгодно. Также учтите, что мастерские подвержены захламлению, что снижает их производительность. Захламление наступает, если в мастерской скапливается большое количество произведённой продукции.

Перемещение припасов

Другой особенностью кладовых является то, что дварфам можно приказать заполнить кладовую не только свободнолежащими предметами, но и припасами из других кладовых того же типа. Делается это так: нажимаете q и наводите курсор на кладовую куда хотите перенести припасы. Нажимаете t и, опять же, курсором выбираете кладовую, откуда будут перенесены припасы. Остальное дварфы сделают сами. Если вы хотите отменить приказ по переносу припасов из одной кладовой в другую, снова нажмите q, выберите курсором кладовую куда сносятся припасы и нажмите d.

Перемещение припасов возможно только одно за раз. Например, приказ перемещать припасы из кладовой №13 в кладовую №4 аннулирует действующий приказ на перемещение припасов из кладовой №4 в кладовую №13. Однако можно приказать дварфам таскать припасы из кладовой №4 в кладовую №12, из №12 в №13, а из №13 опять в №4. В этом случае дварфы будут заняты бесконечным перемещением припасов из кладовой в кладовую.

ВАЖНО: можно приказать стаскивать в одно хранилище припасы из неограниченного количества других кладовых.

Виды кладовых

Ammo

Эта кладовая хранит боеприпасы для всех видов оружия. В каждом ящике может храниться по 100 единиц боеприпасов. Так как дварфы могут использовать только арбалетные болты, то будет разумно запретить носить в хранилище стрелы и дротики.

Animal

Животные, посаженные в клетки, будут храниться здесь. Также тут складируются ловушки, предназначенные для поимки диких животных, и пустые клетки.

Armor

Здесь хранятся доспехи всех типов. Можно использовать ящики для хранения по 10 элементов доспехов в каждой, независимо от того, для какой части тела предназначен данный элемент.

Bar/Block

Слитки выплавленного металла и блоки вырубленного камня хранятся здесь после того, как они изготовлены в плавильне и мастерской каменщика. Зола, поташ, мыло, древесный уголь и кокс тоже хранятся здесь. Слитки и блоки хранятся в ящиках по 10 штук в каждом.

Cloth

Здесь хранятся сотканные в ткацких мастерских ткани и пряжа. Можно использовать ящики в которые входит по 10 единиц ткани.

Coins

Здесь хранятся отчеканенные монеты. Хранятся или в грудах по 500 монет, или в ящиках по 3000 монет в каждом.

Finished Goods

Готовые товары изготовленные в ремесленных мастерских, а также в пошивной и кожевенной мастерской хранятся здесь, пока не будут проданы или использованы. Если использовать ящики, то в них уместится по 25 штук товара в каждом.

Food

Здесь хранится пища. Как ни странно, щёлок, яд гигантских пустынных скорпионов и мешки с красителями тоже хранятся здесь. Сырая рыба также приносится сюда и хранится до тех пор, пока не будет обработана в рыболовецкой и не превратится в съедобное мясо. Напитки всегда хранятся в бочках. Семена могут быть в мешках, вся остальная еда может храниться в бочках, по 10 единиц в каждой, но следует отметить, что штабели жареной говядины (+Cow meat roast [8]+) хранятся по 8 единиц.

Следует также отметить, что готовая еда в штабелях из более чем 10 единиц (например — ☼Dwarven Beer Roast [200]☼) не поместятся в бочку, но не будут гнить, если помещены на соответствующий склад и занимают одну клетку. Чтобы высвободить бочки из-под еды, вы можете выделить отдельный склад для готовой еды, который не принимает бочки, но если вы готовите еду большими порциями, это вряд ли вам понадобится.

Furniture

Здесь хранятся предметы обстановки изготовленные в плотницкой, мастерской каменщика и мастерской механика вместе с предметами обстановки, созданными в других мастерских. Так как эта категория имеет очень широкий ассортимент предметов, желательно создавать более специализированные хранилища.

Gem

Здесь хранятся драгоценные камни и стекло, как обработанные, так и необработанные. Можно складывать в ящики по 10 штук в каждый.

Graveyard

Кладбище. Мертвые дварфы и их домашние животные, не имеющие личных усыпальниц, будут хорониться здесь. Если кладбище находится внутри помещения, то разлагающиеся тела будут источать зловоние, поэтому нужно обязательно делать закрытое помещение.

Leather

Кожи изготовленные в дубильной мастерской хранятся здесь. Можно в ящиках по 10 кож в каждом.

Refuse

Могильник. Дварфы ненавидят зловоние, распространяющееся по их жилищу, поэтому любой предмет, который может сгнить, нужно относить в могильник. Многие игроки предпочитают устраивать могильники снаружи пещеры, на небольшом расстоянии от входа. Если устроить свалку внутри помещения, то разлагающиеся предметы будут издавать зловоние, которое начнет распространяться по пещерам и оказывать на проходящих через облако зловония дварфов угнетающее воздействие, вызывая у них невеселые мысли. Чтобы избежать этого, стоит отделять могильники от остальных помещений. Зловоние не проникает через закрытые двери, и тогда только дварфы, зашедшие в вонючую комнату по делу, станут огорчатся. Альтернативой этому является выкопка канала с поверхности, что создаст небольшую область внутри крепости, которая технически будет считаться внешней поверхностью, а значит зловоние не возникнет.

Кости и черепашьи панцири также будут выброшены сюда, независимо от их происхождения — получены ли они из мертвых врагов или в процессе мирного приготовления пищи. Содержимое наружных могильников исчезает каждый сезон, а содержимое внутренних — нет. Поэтому можно создать отдельный могильник внутри крепости, куда будут скапливаться кости, пригодные для дальнейшей переработки.

Помните: могильник — это не то же самое, что и мусорный отвал. В отвалы сбрасываются предметы, помеченные как Dump вручную или через меню приказов.

Stone

Крайний избыток камня часто приводит к тому, что обычно склад, предназначенный для них, заполняется очень быстро, поэтому резонно создание нескольких мест для склада камней. Создание гигантского склада едва ли можно назвать хорошей идеей: пройдёт уйма времени пока он заполнится до конца. Разумно располагать эти склады рядом с мастерскими каменщиков и слесарей. Другой вариант — создавать маленькие склады рядом с каменщиками, оставляя камни лежать где они лежат, избавляя дварфов от необходимости непрерывно бегать. Хотя в таком случае камни будут мешать большим сооружениям и их просто некуда будет убрать чтобы расчистить место. Некоторые дварфы рассматривают существование складов камня как кару божью, вынуждающую их носиться туда-сюда без остановки на веки вечные. Избежать переноски камня, когда в ней нет необходимости, поможет меню приказов (o), содержащее пункт mineral(s).

Weapons

Оружие всех типов (включая неиспользуемое дварфами и части ловушек) по умолчанию складируется здесь. Чтобы уместить до 10-ти единиц оружия любых типов на одной клетке, можно использовать ящики.

Wood

В ожидании своей очереди в мастерскую плотника срубленные деревья попадают на склад древесины. На переноску древесины с поверхности уходит много времени, поэтому логичнее сделать этот склад побольше. И, конечно, стоит располагать его поближе к рабочему месту плотника.

Произвольные кладовые

Произвольные кладовые позволяют вам выбирать типы предметов, которые будут в них храниться. Можно смешивать любые предметы. Например, если захотите, вы можете создать кладовую, которая будет содержать сырых черепах (raw turtle), механизмы (mechanisms) и все камни кроме оникса (onyx). Чтобы выбрать нужные типы предметов, нажмите q, выберите кладовую, а затем нажмите s. Можно также нажать кнопку t в меню p перед размещением кладовой клавишей c. Имейте в виду, что многие подменю имеют по несколько страниц. К примеру, подменю «прочие» (other) меню «камни» (stone) имеет несколько страниц, в то время как «руды металлов» (metal ores) и «экономически полезные» (economic) имеют по одной.

Настройка кладовых

Экран настроек кладовых (Stockpile Settings) может показаться непривычным. В первой колонке расположены основные категории. Во второй могут быть или не быть подкатегории. В третьей находятся отдельные предметы. Вторая и третья колонки видимы только когда выбрана и разрешена для хранения (enabled) категория в первой.

Перемещаться по этому экрану вам помогут кнопки + и -, а также стрелки влево и вправо. e и d используются для разрешения и запрета на хранение категории в данной кладовой. a и b действуют также на все подкатегории, а p и f — только на выбранную. Эти шесть кнопок будут работать вне зависимости от колонки, в которой вы находитесь, хотя последние четыре не всегда будут доступны.
Enter меняет разрешение на отдельные предметы.

Заметки

Некоторые категории имеют дополнительные типы предметов, для которых используются кнопки u и, иногда, j.

Категория Типы предметов
Животные (Animals) Пустые клетки (Empty cages) и пустые ловушки для животных (Empty animal traps)
Еда (Food) Приготовленная еда (Prepared food)
Мебель (Furniture) Мешок с песком (Sand bag)
Оружие (Weapons) Местное (Local) и привезённое (Foreign)
Доспехи (Armor) Местное (Local) и привезённое (Foreign)


Если вы запретите хранение предмета, который уже лежит в этой кладовой, он станет считаться лежащим не на месте и ваши дварфы перенесут их в более подходящую кладовую (если таковая у вас есть).

Использование произвольных кладовых

Произвольные кладовые полезны для еды, предметов обстановки и болванок/блоков, для того, чтобы щёлок и яды не лежали рядом с кухней, шлюзы и механизмы не лежали рядом с комнатами в которых нужны статуи и двери, каменные блоки не лежали рядом с кузницами и металлические болванки — рядом с фермами.

Один из вариантов использования — создание наружной кладовой для отходов кроме костей и раковин, и внутренней кладовой рядом с ремесленной мастерской, в которой будут лежать только эти вещи. Если вы выставили опцию для сбора отходов снаружи, кости будут перенесены внутрь как только мясо на трупах полностью сгниёт. Правда, если дварфы попытаются собрать отходы, находящиеся далеко от входа, то они будут подвергаться угрозе нападения и бесполезной переноски больших количеств хлама.

Другой эффективный вариант использования произвольных кладовых — торговля с эльфами. Для этого надо создать кладовую для «эльфобезопасных» вещей: большая часть категорий, где это важно, содержит опцию «материалы».

Ещё один эффективный метод состоит в том, чтобы создать кладовую слитков/блоков только для древесного угля рядом с кузницами и плавильными печами, чтобы он переносился из углевыжигательных печей туда. Будет ещё лучше, если вы создадите маленькую кладовую для дерева рядом с углевыжигательными печами.

Другие варианты:

  • Кладовая фермера: Семена и поташ. (Если зольник рядом, также можно хранить тут золу и щёлок). Не забудьте выключить использование бочек в кладовых для семян. Лучше хранить семена в мешках, так что важно убрать хранение семян во ВСЕХ остальных кладовых для еды.)
  • Кладовая плавильщика: Руда и промышленные минералы.
  • Кладовая для песка: Мешки с песком.
  • Одежда: Кладовая для одежды и красок. (Краски обычно считаются едой.)
  • Кладовая для еды: Кладовая для еды и бочек для того, чтобы ваши дварфы не таскали бочки на и со складов предметов обстановки.
  • Кладовая для кожи Кладовая отходов, ограниченная кожей, подобная кладовой с костями и раковинами. Располагать рядом с дубильней.
  • Кладовая пивовара: Растения, из которых можно варить алкоголь.
  • Кладовая освежительных напитков: Поскольку дварфы пьют в два раза больше, чем едят, размещение множества маленьких кладовых с алкоголем, разбросанных по форту, поможет уменьшить количество перерывов в работе.
  • Кладовая камня: При строительстве эпических сооружений, больших мостов и дорог стоит создавать небольшие склады камня рядом с предполагаемой стройкой. Бездельников носильщиков всегда больше каменщиков и архитекторов, пускай помогают.