Farming: различия между версиями

Материал из Dwarf Fortress Wiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(→‎Увеличение плодородия: добавил таблицу расхода поташа с англ. вики)
(Добавлен факт про способ предварительной очистки поверхности от диких культур и мелких препятствий)
 
(не показано 25 промежуточных версий 4 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Image:Df-crops-diagram.png|thumb|200px|General farming flowchart.]]
[[Image:Df-crops-diagram.png|thumb|200px|Общая схема фермерского хозяйства.]]
'''Земледелие''' — наиболее надежный способ производства [[food|пищи]] в игре. На картах, изобилующих [[shrub|кустарниками]], [[Animals|животными]] или водоплавающими, [[plant gathering|собирание растений]], [[hunting|охота]] или [[fishing|рыбалка]] могут дать много еды, однако эти способы часто являются несостоятельными перед растущими потребностями крупной крепости. Земледелие же является наиболее эфективным, надежным и легко расширяемым способом производства еды, а после её [[cook|приготовления]] — компактных, но ценных товаров. [[Crops|Растения]] также являются единственным сырьем при производстве [[Alcohol|алкоголя]] и [[dye|красителей]], которые тоже можно [[Trade|продавать]]. Из некоторых растений можно делать [[thread|нити]] и [[cloth|ткани]].
'''Фермерство''' — это процесс выращивания [[crop|сельскохозяйственных культур]] для производства [[food|еды]], [[alcohol|алкоголя]], [[cloth|ткани]] и [[paper|бумаги]]. В то время как небольшие крепости могут легко существовать за счет сбора растений, [[hunting|охоты]] и торговли, фермерство жизненно важно для крупных поселений.


== Выбор территории для посевов ==
Фермерство выполняется на постройке {{tt|'''Farming plot'''|фермерского участка}} {{Menu icon|b|o|f|p}} | {{tt|Build|Строить}}->{{tt|Workshops|Мастерские}}->{{tt|Farming|Фермерство}}->{{tt|Farm Plot|фермерский участок}}. Чтобы построить его, переместите курсор на область, где вы хотите построить участок. Для постройки не требуются ресурсы, но строить можно только на [[soil|почве]] или [[Irrigation|заиленной породе]]. Чистый камень без грязи не подходит для постройки грядки. Земледелие требует использования работ {{tt|"Farming (Fields)"|Фермерство (Поля)}} и использует навык [[Planter|Земледельца]]. Грядки отображают виды культур, которые они могут выращивать, при выборе их щелчком мыши. Для уничтожения диких культур и мелких препятствий, предварительно в заданной области можно использовать прокладку земляной дороги, а затем разместить грядку поверх.


Нельзя сажать семена прямо на голом каменном полу, только на [[mud|грязи]] или [[soil|почве]]. Проще всего найти мягкую плодородную почву, которая в изобилии встречается на поверхности (за исключением, пожалуй, чисто скальных местностей). Если плодородная почва отсутствует, то придется создавать систему [[irrigation|орошения]], которая даже на голой скале позволит создать грязь, в которую можно будет высаживать семена.
В зависимости от [[Tile attributes|места постройки фермерского участка]], можно выращивать разные виды культур. Фермерские участки, построенные на {{DFtext|Above Ground|2:1}}, не подходят для подземных культур {{DFtext|Subterranean|0:1}} и наоборот. Обратите внимание, что атрибуты {{DFtext|Inside|6:0:0}} и {{DFtext|Outside|3:0:1}} не имеют значения. Вы можете выращивать поверхностные растения в помещении, выбивая потолок над выбранным участком и затем строя флаг {{Menu icon|b|n|f}} | {{tt|Build|Строить}}->{{tt|Constructions|Конструкции}}->{{tt|Floor|Пол}} над открытым пространством. Это изменяет тайл с {{DFtext|Dark|0:0:1}} на {{DFtext|Light|6:0:1}}, несмотря на наличие крыши (вам не нужно делать крышу из [[glass|стекла]], чтобы это работало). Участок с смешанными тайлами {{DFtext|Light|6:0:1}} и {{DFtext|Dark|0:0:1}} может показывать растения как "доступные", когда только крошечная часть тайлов на участке действительно подходит для их посадки.


== На земле или под землей? ==
Обратите внимание, что хотя вы можете построить грядку в любом месте с почвенным полом или покрытием из грязи, это не всегда означает, что семена, которые у вас есть — особенно импортированные — могут быть посажены там. Не все культуры расти в вашем [[biome|биоме]], и некоторые биомы могут блокировать посадку '''любых''' надземных культур. Даже семена, полученные в результате [[plant gathering|сбора растений]], могут быть непригодны для посадки в месте, где вы решили разместить свои грядки, если они происходят из другого биома.


В зависимости от типа растений которые вы собираетесь выращивать, вам придется создавать наземные или подземные фермы. В начале игры вам будут доступны только [[seed|семена]] растений выращиваемых под землей, но семена наземных растений можно будет набрать на дикорастущих [[shrub|кустах]]. Так же семена можно будет купить у торговых караванов.
Желтое предупреждение {{DFtext|No mud/soil for farm, Mud is left by water|6:0:1}}{{bn-ru||Нет грязи/почвы на ферме, грязь остается после воды}} отображается на всех тайлах поверхности, независимо от того, будет ли грядка функционировать. Это предупреждение можно игнорировать. Тайлы, которым действительно не хватает грязи или почвы, полностью исключаются для строительства с красным предупреждением (либо {{DFtext|Blocked|4:0:1}}{{bn-ru||Заблокирован}}, либо {{DFtext|Needs soil or mud|4:0:1}}{{bn-ru||Нужна почва или грязь}}). Для получения подробной информации об условиях, необходимых для выращивания доступных растений, см. статью о [[crop|культурах]].


Возделываемые поля могут быть только полностью наземными, либо полностью подземными. Возможно создание и смешанных типов полей, но это не эфективно, потому что, семенами будет засеваться все поле, а не только его подходящие участки, а значит часть посева будет просто пропадать.
На данный момент в версии игры v50 нет разнообразия в спрайтах культур и растений, но они запланированы в будущем.


=== Теплицы ===
== Введение в фермерство ==
Существует способ выращивания наземных растений внутри помещений — это строительство теплиц. Выкопайте [[channel|канал]] в виде квадратной области территории, или воспользуйтесь осушенным прудом. Далее посторойте [[floor|настил]] из [[glass|стеклянных]] [[block|блоков]] (как это ни странно, для этой цели подходит и обычный камень, и дерево), такой настил будет пропускать солнечный свет, но не врагов. Теперь вы можете выращивать наземные растения как бы под землей.
=== Строительство фермы ===
ВНИМАНИЕ, сперва надо выкопать котлован под теплицу, а затем построить настил. Теплица не будет работать если вы сперва сделаете настил, а потом выкопаете под ним шахту.
[[File:Champignonniere meules.jpg|thumb|Грибная ферма]]


Если стеклянные блоки недоступны, то можно выкопать канал шириной не более чем 2 клетки и закрыть его [[Grate|горизонтальной решеткой ]].
Сначала выберите место для вашей фермы. Строительство фермы на слое [[soil|почвы]] самое простое (фермерство на слоях без почвы потребует [[irrigation|ирригации]]). Надземные фермы можно просто построить на поверхности (хотя это подвергает ваших фермеров риску нападения); подземные фермы потребуют выкопки подходящей области под землей. После выбора места откройте меню {{K|b}}uild и выберите W{{K|o}}rkshops, {{K|f}}arming, а затем Farm {{K|p}}lot, чтобы построить вашу [[Farming|ферму]].


== Задание полей ==
Чтобы определить ширину и высоту вашего фермерского участка, кликните по первому желаемому углу, а затем по второму, как вы строите конструкции, такие как полы и стены. Держите ваши фермы ''небольшими'' — 2×2, до 4×4 и т. д. Фермы удивительно продуктивны. Вы всегда можете создать больше ферм позже, если закончатся растения, и имея несколько маленьких ферм, вы можете диверсифицировать свои культуры. (Каждый фермерский участок может выращивать только один вид растений за сезон.) Теперь дварф с деталями работы Planters (по умолчанию установлены на {{tt|"everybody does this"|все это делают}}, что означает, что любой доступный дварфпридет) придет и подготовит участок для посадки.
Если вы собираетесь заняться земледелием, сперва вам придется приказать своему фермеру создать поле, как бы вспахать его.


Нажмите кнопку {{K|b}}чтобы попасть в меню постройки, а затем кнопку {{K|p}}чтобы приказать создать поле. С помощью кнопок {{K|u}},{{K|k}},{{K|m}} и {{K|h}} задайте размеры поля. Затем нажмите {{K|Enter}} для подтверждения.  
После того как фермерский участок будет построен, вам нужно выбрать, какие культуры вы будете выращивать. Кликните на ферму — вы увидите список культур, которые можно выбрать для выращивания в текущем сезоне и в местной биоме. Теперь кликните на [[crop|растение]], которое вы хотите посадить в этом сезоне. Указание участка оставаться в покое в течение определенного сезона скажет дварфам не сажать на этом участке в течение этого сезона. В настоящее время, в отличие от реальной жизни, ротация культур не является обязательной; плодородие почвы зависит только от удобрения, и одно и то же растение может выращиваться бесконечно без уменьшения производительности, даже без удобрений.


Какого же размера поле создать? Удивительно, но поля размером 5х5 клеток вполне хватит чтобы пережить первую зиму даже если вы будете заниматься [[still|пивоварением]]. Если в комнате есть неубранные каменные глыбы, оставьте немного места не определенного под поле. Дело в том, что фермеры стараются убрать глыбы и оттаскивают их к дверям, иногда блокируя их в открытом состоянии, что может иметь тяжелые последствия в виде наводнения при орошении комнаты.
Из того же меню, вы можете нажать на флажок рядом с {{tt|"Not set to fertilize"|Не установлено для удобрения}}, изменяя текст на {{tt|"Set to fertilize"|Установлено для удобрения}}. Удобренные культуры производят большие стопки растений, что может быть полезно для увеличения запасов [[seed|семян]] в начале и пищевых запасов позже. Для посадки культуры на участке необходимо иметь соответствующие [[seed|семена]]. Чтобы легко увидеть количество каждого вида семян, вы можете перейти в меню Labor ({{k|y}}), затем перейти на вкладку {{tt|Kitchen|Кухня}}, а затем кликнуть на Seeds.


Поле размером 10х20 и несколько дварфов-фермеров вполне способны обеспечить пищей 200 других дварфов.
Поскольку ваши дварфы нуждаются в пище, алкоголе и одежде, вам следует настроить комбинацию растений, которые будут обеспечивать все эти потребности. [[Plump helmet|Толстошлемник]] — это хорошее начальное растение для первой пещерной фермы, а [[Strawberry|клубника]] — хороший выбор для открытых полей — обе можно есть сырыми или варить. [[Pig tail|Свинохвост]] производит ткань, что станет важным, когда ваша одежда начнет [[wear|изнашиваться]]. Проверьте страницу [[crop|растения]] для подробностей о различных видах семян. Приготовление растений уничтожает их семена, поэтому вы должны отключить готовку растений в меню Кухня. Их можно есть, варить или обрабатывать через мастерскую фермера, жернов или жернов. производят семена.


== Посев ==
'''Помогите, мои землепашцы не пашут!'''
Как только дварфы вспахали землю под поля, наступает время посева. Нажмите {{K|q}} и наведите курсор на поле, чтобы попасть в меню, где можно будет выбрать тип посевных семян. Всё остальное фермеры сделают сами. Заметьте, что фермеры не будут работать на поле круглый год, без соответствующего приказа, а значит с помощью кнопок {{K|a}}, {{K|b}}, {{K|c}} и {{K|d}} вы должны будете определить тип посевных семян для каждого сезона.


Год спустя вы, возможно, захотите сконцентрировать сельское хозяйство на выращивании наземных ягод, или быстрорастущих подземных грибов толстошлемников ([[Plump Helmet]]), так как из них можно варить алкоголь, а также есть сырыми или приготовленными. Карьерники ([[Quarry bush]]), пещерная пшеница ([[Cave Wheat]]) и сладкий горошек ([[Sweet pod]]) необходимо готовить на кухне, прежде чем есть, и выращиваются они дольше. Свинохвост ([[Pig tail]]) и ямные чашечки ([[Dimple cup]]) служат сырьём для производства тканей и красителей, а значит можно не торопиться с их выращиванием. Кстати, ямные чашечки — единственное подземное растение, которое непригодно в пищу ни в сыром, ни в вареном виде, зато их семена можно готовить. Разнообразное питание улучшает качество пищи, а карьерники и ямные чашечки увеличивают калорийность пищи в 5 раз. Кроме того, не забывайте о необходимости удовлетворять личные вкусы каждого дварфа, так что рано или поздно вам придётся выращивать все типы посевных культур.
*Verify that your Planter work detail is set to either "Everybody does this" or "Only selected do this", and that in the latter case you have dwarves selected. If the selected dwarves are still not planting, try setting them to be specialised by clicking the green hammer / lock icon.


Способ добычи семян ягод таков: нужно отправить дварфа с навыком [[herbalist]] собирать растения на поверхности, затем сварить алкоголь из полученых ягод. В качестве отходов останутся семена. Другим способом их получения является покупка у торговых караванов.
*Verify that the farm plot has a crop selected for the current season. (Each season must be set up separately, and some crops only grow in certain seasons.)


В случае, если ваши кладовые переполнены, можно поставить поле «под пар» с помощью кнопки {{K|z}} в меню настроек поля. Если у вас есть [[potash|поташ]], поле можно удобрить, чтобы увеличить его плодородие.
*Verify that you have [[seed]]s for the chosen crop, and that those seeds are accessible to your farmers (not [[forbid]]den, locked behind a door, being carried across the map by one of your haulers, etc.).


== Увеличение плодородия ==
*Verify that your farmers can reach your farm plot (no locked doors, disconnected stairways, etc.).
{| class="wikitable" style="float:right; margin: 1em"
 
! Площадь поля !! Поташ !! На единицу площади
*Verify that your farm plot is acceptable. An underground plot that has been exposed to sunlight will never grow underground plants again. It may be necessary to remove the plot and rebuild it so that you can select aboveground crops to plant. Farm plots which are partially belowground and aboveground will never be fully planted. Additionally, some aboveground [[biome]]s (such as [[mountain]]s and [[glacier]]s) are unsuitable for farming and will never grow crops.
 
== Урожайность и удобрение ==
 
{| class="wikitable sortable" style="float:right; margin: 1em"
! Размер фермы !! Поташ !! На единицу поля
|-
| 1 (1×1) || 1 || ''1.000''
|-
| 2 (1×2) || 1 || 0.500
|-
| 3 (1×3) || 1 || '''0.333'''
|-
| 4 (1×4, 2×2) || 2 || ''0.500''
|-
| 5 (1×5) || 2 || 0.400
|-
| 6 (1×6, 2×3) || 2 || 0.333
|-
| 7 (1×7) || 2 || '''0.286'''
|-
| 8 (1×8, 2×4) || 3 || ''0.375''
|-
| 9 (1×9, 3×3) || 3 || 0.333
|-
| 10 (1×10, 2×5) || 3 || 0.300
|-
| 11 (1×11) || 3 || '''0.272'''
|-
| 12 (1×12, 2×6, 3×4) || 4 || ''0.333''
|-
| 15 (1×15, 3×5) || 4 || '''0.267'''
|-
| 16 (1×16, 2×8, 4×4) || 5 || ''0.312''
|-
| 18 (1×18, 2×9, 3×6) || 5 || '''0.278'''
|-
| 19 (1×19) || 5 || '''0.263'''
|-
| 20 (1×20, 2×10, 4×5) || 6 || ''0.300''
|-
| 21 (1×21, 3×7) || 6 || 0.286
|-
| 23 (1×23) || 6 || '''0.261'''''
|-
| 24 (1×24, 3×8, 4×6) || 7 || ''0.292''
|-
| 27 (1×27, 3×9) || 7 || '''0.259'''
|-
| 30 (1×30) || 8 || '''0.266'''
|-
| 31 (''n/a'') || 8 || '''''0.257'''''
|-
| 35 (5×7) || 9 || '''0.257'''
|-
| 39 (3×13) || 10 || '''0.256'''
|-
|-
| 1 || 1 || 1.000
| 42 (2×21, 3×14, 6×7) || 11 || '''0.262'''
|-
|-
| 2 || 1 || 0.500
| 43 (''n/a'') || 11 || '''''0.262'''''
|-
|-
| 3 || 1 || 0.333
| 45 (5×9) || 12 || 0.267
|-
|-
| 4 || 2 || 0.500
| 46 (2×23) || 12 || '''0.261'''
|-
|-
| 5 || 2 || 0.400
| 47 (''n/a'') || 12 || '''''0.255'''''
|-
|-
| 6 || 2 || 0.333
| 49 (7×7) || 13 || 0.265
|-
|-
| 7 || 2 || 0.286
| 50 (5×10) || 13 || 0.260
|-
|-
| 8 || 3 || 0.375
| 51 (3×17) || 13 || '''0.255'''
|-
|-
| 11 || 3 || 0.272
| 55 (5×11) || 14 || '''0.254'''
|-
|-
| 15 || 4 || 0.266
| 63 (3×21, 7×9) || 16 || '''0.254'''
|-
|-
| 27 || 7 || 0.259
| 75 (3×25, 5×15) || 19 || '''0.253'''
|-
|-
| 35 || 9 || 0.257
| 87 (3×29) || 22 || '''0.252'''
|-
|-
| 63 || 16 || 0.254
| 90 (9×10) || 23 || 0.256
|-
| 91 (7×13) || 23 || '''0.252'''
|-
| 95 (5×19) || 24 || '''0.252'''
|-
| 99 (9×11) || 25 || '''0.252'''
|-
| 100 (10×10) || 26 || ''0.260''
|}
|}
Любой посев может дать больший или меньший урожай, или не дать урожая вовсе (если фермеры не опытны). Более высокий урожай выгоден с точки зрения дальнейшей его переработки. Рабочиe всегда работают сразу с "грудой" за раз. Например если у пивовара есть груда сладких стручков (5 штук), он сварит из нее 25 единиц дварфийского рома и нальет в одну бочку.


Урожайность с каждого семени зависит от [[skill|умения]] фермера, удобренности поля(Fertilization) и случайного фактора.
Каждая фермерская клетка требует одного семени для посадки. Неудобренные фермерские клетки могут давать от 0 до 6 растений в стопке при сборе, в зависимости от навыка [[Grower|плантатора]] и случайного шанса. Удобрение фермерского участка увеличивает производство на до 4 дополнительных растений в каждой стопке при каждом сборе. Для неопытных плантаторов использование удобрения может эффективно удвоить урожай. Это особенно важно в начальной стадии, когда запас семян в крепости ограничен, потому что дополнительные растения означают больше семян для посадки в следующем сезоне. Многие культуры, такие как карьерные кусты, невозможно эффективно выращивать без удобрения. Большие размеры урожайных стопок также могут значительно увеличить эффективность последующих отраслей промышленности; см. статью о [[grower|плантаторе]] для дальнейшего обсуждения. Для удобрения фермерского участка необходимо использовать [[potash|поташ]], который производится путем обработки [[ash|золы]]. Каждый участок должен быть удобрен каждый сезон, и удобрение должно быть на месте к моменту достижения семенами зрелости. Не имеет значения, удобрен ли участок в момент посадки.{{cite forum|139382/5375231}}


* '''Умение''': при расчете урожая принимается во внимание только умение [[Grower]] фермера сажавшего семя. Растения, посаженные неумелыми фермерами чаще всего дают 1 единицу урожая, а иногда и совсем не приносят урожая. Легендарные фермеры могут сажать растения, приносящие по 5 (изредка даже 6) единиц урожая.
Для удобрения фермерского участка требуется ''пол(floor(размер_участка / 4)) + 1'' единиц поташа. Таблица справа иллюстрирует эффективность поташа в зависимости от размера участка — наиболее эффективные (для определенного количества поташа) отмечены '''жирным''', наименее эффективные — ''курсивом'', а размеры, которые наиболее эффективны, но очень сложно создать в игре (не прямоугольные числа, меньшие или равные 30 на сторону), обозначены '''''жирным и курсивом'''''. В общем, большие участки используют меньше поташа, приближаясь к пределу в 1/4 бруска на квадрат. Наихудшие результаты на квадрат выражаются кратными числам 4; если вы планируете оптимизировать урожайность, наиболее эффективно иметь участки размером ''4n – 1'', где n — количество поташа, используемого. Подходящие размеры: 1×3, 1×7, 3×5, 3×9, 5×7 и 7×9. Если вы планируете оптимизировать опыт фермеров, участки размером 2 или 4 можно удобрить и посеять быстрее, а опыт можно распределить среди большего числа фермеров. Это обеспечит возможность увеличения урожая в будущем без использования поташа, ускорит посадку и сбор урожая, и оставит больше времени на другие работы между ними. Конечно, ценой за это будет больше времени, потраченного на выделение каждого отдельного фермерского участка и изменение культур, если вы захотите изменить свой план посева.


* '''Удобренность''': удобренность повышает урожайность на 1-3 единицы. Удобрение производится [[Potash|поташем]], количество которого зависит от размера поля. Опытные фермеры могут получать с одной клети удобренного поля до 9 растений. Игра проверяет удобренность поля в тот момент, когда растение созревает. Таким образом, наличие удобрений во время посадки или роста не играет никакой роли.
Удобрение можно нанести на участок, отметив галочку рядом с {{tt|"Not set to fertilize"|"Не установлено для удобрения"}} в меню фермерского участка, либо отметив {{tt|"Fertilize every season"|"Удобрять каждый сезон"}}. Удобрение применяют только [[Planter|дварфы с работой "Посадка"]], за что каждое использованное единица поташа дает 30 опыта в земледелии. Обратите внимание, что если у вас нет склада для поташа рядом с фермерскими участками, ваши легендарные фермеры могут потратить все свое время на перевозку одиночных брусьев поташа с противоположного конца крепости, вместо того чтобы выращивать продукты питания.


Кол-во требуемого поташа вычисляется по формуле (площадь поля / 4) + 1, округленной в меньшую сторону. Из этого следует, что поля с площадью кратной 4 будут наименее оптимальными с позиции расхода удобрений, а поля с площадью (4n-1), такие как 1х3, 1х7, 3х5, 5х7 или 7х9 - наиболее оптимальными.
'''Производственная цепочка поташа:'''
Древесный [[Stockpile|склад]] > Древесная [[Furnace|печь]] производит [[Ash|золу]] (в виде [[bars|брусков]]) > [[Ashery|Золоварня]] производит [[potash|поташ]] (в виде [[bars|брусков]]).


== Сбор урожая ==
Примечание: в [[bin|ящике]] хранятся по 5 брусков . Для постройки [[Ashery|золоварни]] требуются компоненты: [[block|блок]], бочка и ведро.
Спустя несколько недель после посадки вырастает урожай. Урожай должен быть убран в течение нескольких недель, иначе он пропадет. По умолчанию в сборе урожая участвуют все дварфы, включая  [[children|детей]] и даже [[nobles|знать]]. Это хорошо, поскольку гарантирует, что урожай не останется неубранным, но плохо из-за того, что дварфы бросают свою основную работу и проделывают длинный путь только для того, чтобы собрать одно единственное зернышко. Кроме того, это снижает количество опыта, получаемого фермерами.


Уборка урожая способствует росту умения [[grower|выращивание]]. Из-за этого незанятые дварфы получают начальные навыки выращивания практически автоматически. Количество собранных семян зависит только от навыков сажавшего семена, и не зависит от навыков собирающего.
=== Точные механики урожайности ===
Результаты ниже зависят от {{tt|"poor soil"|бедной почвы}}, не находящейся в пещере. Вы получаете примерно 1/4 от рассчитанного урожая. 1-2 растения с одного семени — это типично даже для фермеров высокого уровня с удобрением.


Если хотите, можно запретить всем дварфам без исключения участвовать в сборе урожая. Делается это с помощью пункта меню «All dwarves harvest», вызываемого кнопкой {{K|o}}. В этом случае на уборку урожая отправятся только те дварфы, в списке выполняемых работ которых стоит «Farming (Fields)». Недостатком этого будет то, что дварфы часто решают заняться посадкой новых семян вместо уборки старых, поэтому часть урожая может пропасть. После сбора урожая дварфы начнут таскать его в ближайшую [[stockpile|кладовую]]. Если через то же меню, вызываемое кнопкой {{K|o}}, выставить опцию «Dwarves ignore food», то дварфы оставят собранный урожай на земле. Если урожай не попадет в кладовую в течение нескольких недель, то он пропадет.
Всегда собирается как минимум одно растение. Каждое из следующих условий, если выполнено, имеет 50% шанс дать дополнительное растение:
* Если фермерский участок удобрен хотя бы на 25%.
* Если фермерский участок удобрен хотя бы на 50%.
* Если фермерский участок удобрен хотя бы на 75%.
* Если фермерский участок удобрен на 100%.
* Случайно, с шансом (уровень навыка/5) — где уровень навыка определяется уровнем фермера на момент посадки семени. Всегда выполняется для навыка Умелый (5) или выше.
* Случайно, с шансом (уровень навыка/10). Всегда выполняется для уровня Мастер или выше.
* Случайно, с шансом (уровень навыка/15). Всегда выполняется для уровня Легендарный.
* Случайно, с шансом (уровень навыка/20). Всегда выполняется для уровня Легендарный+5 или выше.
* Случайно, с шансом (уровень навыка/75). Для этой последней проверки уровень навыка ограничен на уровне Легендарный+10 (25).


== Предупреждения ==
Фермер с навыком Легендарный+10, работающий на полностью удобренном участке, всегда будет удовлетворять первым восьми условиям, с 33.3% шансом пройти последнюю проверку. Даже тогда каждое из этих условий имеет лишь 50% шанс увеличить урожай, так что результат, теоретически, может быть всего 1! Но в среднем такой фермер может ожидать 5.17 растений с одного посаженного семени.


=== Транспортировка еды ===
== Подземное фермерство ==
Для выращивания шести [[Crop#Dwarven_crops|"дварфийских" растений]] вам понадобится [[Tile_attributes|{{DFtext|underground}}]] фермерский участок. Семена и грибница, доступные вашим дварфам при [[embark|посадке]], будут расти только под землей. Подземные фермерские участки должны быть размещены на почве или [[mud|грязевом камне]]. Не[[cavern|пещерная]] почва считается "плохой" и накладывает серьезные штрафы на урожайность; грязевой камень, по сообщениям, подходит. [http://www.bay12forums.com/smf/index.php?topic=180689.msg8448153#msg8448153]


Если вы создали огромную ферму и наладили её посев и обработку, то вам понадобится много носильщиков пищи для того, чтобы урожай, произведённый на ферме, стал доступным для еды. Это связано с тем, что в текущей версии игры предметы, помеченные незавершенными заданиями (включая «Перенести на Склад» и «Положить в Бочку»), недоступны для какого-либо другого использования, например для съедания. Вся крепость может голодать, так как дварфы будут ждать, пока кто-нибудь ''перенесет еду''.
Замачивание каменного пола требует временного покрытия его водой; распространенные методы включают [[Irrigation#via_Buckets|бригаду с ведрами]] или контролируемое [[flood|потопление]], временно отводя реку или бассейн, используя [[floodgate|затвор]] или [[door|дверь]] для остановки потока. Вы также можете найти замоченную область в пещере, но имейте в виду, что каждая плитка под фермерским участком должна быть замочена. Большинство пещер имеют открытые области, которые будут постоянно покрыты грязью, но если вы копаетесь в стенах пещеры или высекаете столб, свежевыколотая площадка пола не будет замочена, пока вы ее не увлажните. Подземные пещеры грязные и часто содержат кучи грязи, которые идеально подходят для быстрой установки ферм. Однако, учитывая широкий ассортимент [[Creature#Subterranean|существ, обитающих в пещерах]], вам может потребоваться предосторожность. Рассмотрите возможность держать [[squad|отряд]] неподалеку для охраны фермы или ограждения замоченной области для исключительного использования ваших дварфов.


Один из способов решения этой проблемы (по крайней мере для трудных сезонов) состоит в том, чтобы отключить транспортировку камней и дерева через меню основных приказов {{K|o}}. Таким образом, большая часть работы исчезнет из очереди задач, и там останутся только работы типа «Положить в Бочку». Также можно увеличить число носильщиков пищи.
Подземное фермерство не ограничивается слоями почвы и пещерами; подземные полы из любого материала — грубый камень, отшлифованный камень, руда, драгоценные камни — могут поддерживать подземные фермерские участки, как только на них будет слой грязи. Смотрите раздел [[irrigation|ирригация]] для советов по подаче нужного количества воды на фермерские участки.


=== Хранение ===
== Наземное земледелие ==
Выращивание наземных культур возможно только на клетках, которые находятся в биоме, поддерживающем их рост. Какие культуры можно выращивать, зависит от биома — только растения, "родные" для данного биома, могут действительно расти на этом месте: вы не можете выращивать [[yam|ямс]] в [[taiga|тайге]] или [[hemp|коноплю]] в [[tropical|тропическом]] лесу. Также существуют биомы, в которых наземное земледелие полностью невозможно, поскольку там нет родных для них культур: это печально известные холодные [[glacier|ледник]] и [[tundra|тундра]], а также все [[lake|озёра]], [[mountain|горы]] и [[ocean|океаны]].


Трудно следить за многочисленными бочками с едой и выпивкой, мешками семян и обработанной пищи. С этим можно бороться при помощи [[Cooking|приготовления]] еды, чтобы собрать её в большие кучи, которые не будут [[rot|портиться]], находясь не в бочке. В меню {{K|p}} вы можете зарезервировать несколько пустых бочек, которые запрещено будет использовать для хранения пищи. Эти бочки будут использоваться только для производства алкоголя и сиропа. Листья, сахар и мука несъедобны чтобы использовать их и освободить их мешки, вы должны их приготовить. Вы также можете приготовить лишние семена (не более 4 за раз), чтобы освободить мешки которые они занимают. Удостоверьтесь, что вы не готовите последние посевные зёрна!
Наиболее распространенные культуры можно выращивать во всех наземных биомах, за исключением упомянутых выше; эта повсеместная доступность использует внутреннюю ссылку NOT_FREEZING, но этот ярлык несколько вводит в заблуждение, поскольку это [[Biome token|сокращение]] для группы конкретных биомов и ничего не говорит о фактической температуре горы и океаны обычно неплодородны, независимо от температурного диапазона, указанного на экране отправки, а [[taiga|тайга]] с "замораживающими" температурами позволяет выращивать наземные растения.


== Дополнительная информация ==
Наземное земледелие в основном такое же, как и подземное, с упрощающим различием в том, что наземные участки обычно не требуют подготовительных работ. Однако существуют некоторые осложнения.


* [[Crops|Сельхоз. культуры]]
Первое осложнение заключается в том, что семена нельзя выбрать при отправке, так как цивилизации дварфов не имеют доступа к таким растениям. Их можно купить у [[Elves|эльфийских]] и [[human|человеческих]] караванов; наземные растения можно собрать с помощью назначения [[Plant gathering|сбора растений]], а затем [[brewer|сварить]], [[miller|смолоть]], [[thresher|обмолотить]] или [[food|съесть]] напрямую (в зависимости от растения) для получения семян.
 
Второе осложнение заключается в том, что земледелие должно производиться на [[soil|почве]] или увлажненной породе, которая находится [[above ground|над землёй]]. Обычно это делается на поверхности, что опасно (из-за агрессивных животных, засад и осад). Однако любая земля, которая когда-либо подвергалась воздействию солнечного света, становится постоянно помеченной как {{tt|"above ground"|наземная}}. Таким образом, если у вас есть несколько Z-слоев почвы, вы можете прорыть некоторые наземные участки, удалить образовавшиеся рампы, а затем построить пол над тем местом, где была поверхность. Нижняя почва (теперь внутри и защищенная) все равно будет пригодна для выращивания уличных растений, таких как [[strawberry|клубника]], [[longland grass|долинная трава]], [[rope reed|тросник]] и любые другие растения, которые вы найдете. Если ваша почва недостаточно толстая, вы все равно можете создать безопасную наземную ферму, сделав то же самое с любым камнем и увлажнив его. В качестве альтернативы, вы можете построить теплицу, окружив почву [[wall|стеной]].
 
Различные культуры требуют определенных условий для роста. На участке, который пересекает несколько биомов, нередко наземные фермы в разных биомах имеют разные списки доступных культур.
 
Обратите внимание, что при создании наземного участка интерфейс может неправильно отображать сообщение {{tt|"No mud/soil for farm"|Нет грязи/почвы для фермы}}, даже если грязь присутствует. {{bug|249}} Это сообщение можно игнорировать.
 
== Фермерские участки в действии ==
{| class="wikitable" style="float:right;margin:1em;width:35%"
|+ Продолжительность роста для подземных культур
|-
! Культура !! Игровые [[Time|Тики]] до созревания !! Дней до созревания
|-
| {{tt|Plump helmet|Толстошлемник}}, {{tt|pig tail|Свинохвост}} || 30000 || 25 days
|-
| {{tt|Cave wheat|Пещерная пшеница}}, {{tt|sweet pod|Сладкий стручок}}, {{tt|quarry bush|Карьерник}}, {{tt|dimple cup|Ямные чашечки}} || 50000 || 41.666 days
|}
 
После того как участок фермы построен и культуры выбраны на текущий сезон, дварфы с включённой работой "[[Grower|{{tt|Farming (Plots)|Земледелие (Поля)}}]]" начнут сажать выбранные семена. Одно семя используется на каждую клетку. Чем выше навык земледельца у дварфа, тем больше растений будет собрано с каждого посаженного семени. Работа на ферме имеет довольно низкий приоритет, поэтому, если вы хотите иметь фермера на полный рабочий день, лучше отключить все остальные работы.
 
Растениям нужно время для роста, в зависимости от их типа. Как только растение полностью вырастет, дварф соберет его. По умолчанию это может сделать любой дварф. Сбор урожая не зависит от каких-либо навыков, хотя он дает небольшое количество опыта в земледелии. Поэтому имеет смысл назначать на сбор урожая только ваших земледельцев, а не всех подряд. Для этого перейдите в Labor ({{k|y}}), затем нажмите на {{tt|Standing Orders|Постоянные приказы}, затем нажмите {{tt|Other|Другое}}, затем нажмите {{tt|"Everybody Harvests"|Все собирают урожай}}. Это полезно только для более быстрого обучения ваших земледельцев; когда они станут достаточно опытными, можно позволить всем собирать урожай, чтобы грузчики могли выполнять половину фермерской работы.
 
<div style="float:right">
{| style="border-spacing: 0"
|{{RT|≈|6:0}}||{{RT|`|0:1}}||{{RT|τ|6:1}}||{{RT|═|6:0}}||{{RT|≈|6:0}}
|-
|{{RT|≈|6:0}}||{{RT|≈|6:0}}||{{RT|τ|6:1}}||{{RT|═|6:0}}||{{RT|≈|6:0}}
|-
|{{RT|≈|6:0}}||{{RT|≈|6:0}}||{{RT|τ|6:1}}||{{RT|═|6:0}}||{{RT|≈|6:0}}
|-
|{{RT|≈|6:0}}||{{RT|τ|6:1}}||{{RT|═|6:0}}||{{RT|≈|6:0}}||{{RT|≈|6:0}}
|-
|{{RT|≈|6:0}}||{{RT|τ|6:1}}||{{RT|═|6:0}}||{{RT|≈|6:0}}||{{RT|≈|6:0}}
|}
</div>
На участке фермы, показанном справа, {{Tile|≈|6:0}} указывает на клетки, ожидающие посадки, {{Tile|═|6:0}} указывает на клетки, которые были засеяны и теперь растут, а {{Tile|τ|6:1}} указывает на [[longland grass|длинноземную траву]], готовую к сбору.
 
Если собранные растения не переместить на склад вовремя, они увянут и в конце концов [[rot|сгниют]]. У увядших растений нет никакого применения. Если, когда сезоны меняются, предыдущая культура больше не может расти, все незрелые растения будут уничтожены, не дав ни семян, ни урожая. Если фермеры "осведомлены" об этом ограничении, они автоматически перестанут сажать культуры, которые не успеют созреть, но в первый год вы можете потерять несколько семян, если земледельцы с недостаточным навыком посеют семена слишком близко к моменту окончания сезона. В зависимости от количества земледельцев, их опыта и скорости роста растений не все клетки на больших участках могут быть использованы. Любой участок фермы, который имеет как наземные, так и подземные атрибуты клеток, будет засеян только частично, если вообще будет засеян.
 
=== Размер фермы ===
{{main|Farm size calculations}}
 
{{Dual image
|premium=File:DFwiki5by53by3farm.png
|classic=File:Quickstart_layout_3.png
|width=100px
|caption=Комната 5×5 с полем 3×3
}}
 
Начальная крепость имеет 7 [[dwarf|дварфов]], каждый из которых потребляет 7 единиц пищи и напитков в сезон, что составляет 196 единиц на всю крепость в год. Эта стартовая группа теоретически может быть обеспечена одной клеткой фермы, но на практике потребуется большая ферма, поскольку молодая крепость не может использовать фермерские клетки в полной мере.
 
Правильно управляемый и полностью использованный участок размером 3×3, на котором выращиваются толстошлемники, может производить в среднем до 2700 единиц алкоголя в год, что достаточно для обеспечения пищей (через готовку алкоголя с семенами) и напитками крепость из 95 [[dwarf|дварфов]]. Подобный участок размером 5×5 может производить до 7500 единиц пищи и напитков в год, что достаточно для поддержки 265 [[dwarf|дварфов]].
 
== Управление ==
Используйте меню [[labor|труда]], и перейдите на вкладку {{tt|Kitchen|Кухня}}. Здесь вы можете увидеть, сколько у вас каждого вида пищи. Если у вас заканчивается определенный вид семян, переключите соответствующую настройку "Cook" для растений в красное положение. [[Cooking|Готовка]] растений не оставляет семян. Если у вас слишком много определенного вида семян или грибов (как было упомянуто выше), переключите настройку "Cook" для семян в зеленое положение. Просто убедитесь, что проверили количество и переключили обратно, прежде чем у вас закончится запас. Также может быть хорошей идеей отложить несколько семян каждого вида культуры и [[forbid|запретить]] их, как запас семян на случай [[fun|веселых времен]].
 
=== Управление семенами ===
 
[[Seed|Семена]] используются для выращивания [[crop|растений]]. Вы можете начать игру с определённым количеством семян, [[trade|торговать]] ими или [[plant gathering|собирать]] их. Кроме того, при употреблении, [[milling|молении]] и [[brewing|варке]] растений часто получают семена (если ваша крепость не достигла предела семян для этого растения). [[Cooking|Приготовление]] растений не дает семян, а приготовление семян делает их непригодными для посадки, поэтому вам следует быть внимательными и убедиться, что вы не превращаете последние свои растения в +жареные клубники+ без возможности получить больше семян.
 
Вы можете создать специализированный [[stockpile|склад]] рядом с вашим [[farm|фермерским участком]], который будет принимать только [[seed|семена]]. Это позволит собрать все семена в одном месте, вместо того чтобы они были разбросаны по всей [[dining room|столовой]]. Семена хранятся в [[bag|мешках]] (до 100 семян в одном мешке), а мешки с семенами могут быть помещены в бочки. Однако рекомендуется не использовать бочки на складах семян, так как привычки обслуживания приводят к тому, что бочки таскаются вокруг для сбора каждого отдельного семени, что мешает работе по посадке. См. раздел [[#Баги|Баги]] ниже для обходных решений.
 
<small>Для DF2014 теоретический максимальный размер склада семян составляет 31 тайл для 200 семян каждой из 155 культур, однако фактически необходимое количество значительно меньше, потому что ни одна крепость не будет находиться в подходящем месте для выращивания всех этих культур. Четыре тайла достаточно для размещения семян около 20 различных культур.</small>
 
Каждое растение имеет общий для крепости предел по количеству семян, установленный на уровне 200 (это значение можно настроить в файле конфигурации [[d_init.txt]]). После достижения этого предела [[Brewing|пивоварение]], [[milling|моление]], и [[food|поедание]] сырых растений не генерируют дополнительных семян, хотя вы все равно можете получить дополнительные мешки семян через [[trading|торговлю]] и тем самым превысить этот предел. Как только количество семян опускается ниже 200, новые семена снова начнут генерироваться.
 
Также существует общий предел семян по всей крепости, изначально установленный на уровне 3000 (также настраиваемый в [[d_init.txt]]). После достижения этого предела в вашей крепости будут продолжать генерироваться новые семена, но самые старые семена на карте начнут исчезать. К сожалению, этот предел учитывает все семена на карте, включая те, которые несут торговцы {{bug|8108}}, и удаляет старые семена, даже если они уже были посеяны {{bug|8107}}. Наконец, из-за различного поведения двух пределов они могут вызывать нежелательное поведение при одновременном их использовании {{bug|8091}}.
 
Семена можно отключить для [[cooking|приготовления]] на вкладке {{tt|Kitchen|Кухня}} меню [[labor||труда]]. Отключение приготовления семян защитит ваши семена от голодающих дварфов. Несмотря на то, что их свойства в игре помечены как EDIBLE_RAW, [[quarry bush|орехи из каменного куста]], как и все остальные семена, не потребляются в сыром виде.
 
=== Управление урожаем ===
 
Когда ваши [[crop|урожаи]] созреют, ваши дварфы соберут их с фермерских участков. Это приведет к получению одного или нескольких [[stack|стеков]] растений, которые будут доставлены в соответствующий [[stockpile|склад]]. Хорошей идеей будет иметь достаточное количество [[barrel|бочек]] для хранения еды, так как еда подвержена засыханию и нападению [[vermin|паразиты]]. Металлические бочки особенно эффективны против паразитов. Вы можете создать настраиваемый склад, который будет принимать только растения, чтобы избежать их смешивания с мясом и напитками. Будет разумно разместить этот склад рядом со своими [[still|дистиллятором]], мастерской фермера, кухней и т. д. Вы также можете создать более специализированные склады; например, если ваш мельничный ветряк находится далеко от ваших ферм, можно создать небольшие близлежащие склады, предназначенные исключительно для растений, подлежащих помолу, и муки, чтобы сэкономить на транспортировке.
 
Во вкладке Кухня меню лаборатории вы можете управлять теми культурами, если таковые имеются, которые ваши дварфы будут использовать в качестве ингредиентов при приготовлении пищи. Будьте осторожны, когда вы выращиваете новые культуры или заканчиваете другие, и убедитесь, что вы не готовите последнее из них, вместо того, чтобы восстановить ценные семена. Заметьте, что опытные [[farmer|фермеры]] и удобрение растений значительно увеличивают урожай посаженных семян и могут быть очень полезны при попытке построить запас семян.
 
Если у вас возникают проблемы с переполнением [[plump helmet|толстошлемников]], создайте склад только для толстошлемников, запретите толстошлемник из всех остальных складов еды, и позвольте растениям на поле засохнуть, если их не удалось собрать. Засыхающие растения не производят миазмы.
 
== Режим приключений ==
Интересно, что земледелие работает в режиме приключений, однако для этого требуется использование плагина advfort в [[DFHack]]. Приобретите фрукты на рынке, затем сварите их в спирт и семена, постройте фермерские участки, посадите семена. К сожалению, время, необходимое для роста растений, адаптировано для режима крепости, и вашему искателю потребуется несоразмерно много времени на один урожайный сбор.
 
== Баги ==
* Работы {{tt|"Store item in container"|Хранение предметов в контейнере}} блокируют доступ к предметам, которые уже находятся в контейнере. Это приводит к тому, что сохраненные семена становятся недоступными, что вызывает массовое отмену задач. {{bug|9004}}
** Обходные пути #1: настройте свою зону хранения семян так, чтобы она принимала предметы только из связанных мест. Когда запасы семян иссякают, временно переключите ее на "любое место", чтобы собрать все рассыпанные семена.
** Обходные пути #2: установите количество бочек на 0 в зоне хранения семян. Это означает увеличение зоны хранения, так как на каждый тайл будет храниться только одна сумка с семенами. Однако при условии 100 семян в сумке и максимальном запасе в 200 семян на тип семян (см. [[seed|семя]]), это все равно ограничивает зону на 12 тайлов для полной зоны хранения семян подземных культур, предполагая, что каждый тип семян хранится только в 2 сумках. Грузчики все равно будут блокировать целую сумку для сбора отдельных семян, но это лучше, чем блокировка целой бочки с сумками с семенами.
** Обходные пути #3: создайте две пользовательские [[stockpile|зоны хранения]], которые принимают только [[seed|семена]]. Отключите бочки в первой зоне хранения и установите ее на передачу во вторую зону хранения. Установите вторую зону на принятие только из связанных мест.
** Обходные пути #4: отключите семена во всех зонах хранения и наймите несколько дополнительных фермеров. Отсутствие перевозки семян означает отсутствие спама отмены задач по посадке.
 
* Глобальный предел на семена учитывает семена, перевозимые торговцами {{bug|8108}}
* Глобальный предел на семена удаляет семена, которые уже были посажены {{bug|8107}}
* Конфликт между пределами на семена может привести к исчезновению всех семян для определенного типа культуры {{bug|8091}}
* Некоторые культуры невозможно обработать, а значит, невозможно использовать или вновь посадить {{bug|6940}}
** [http://www.bay12forums.com/smf/index.php?topic=162231.msg7321878#msg7321878 Частичное обходное решение] путем редактирования данных для горькой люцерны (возможно, работает и для других культур)
 
== Оговорки (предупреждения) ==
=== Красные культуры ===
Иногда культуры будут отображаться красным цветом в списке полей. Это означает, что посадка такой культуры будет бесполезной, так как она не переживет до уборки (из-за того, что ее нельзя будет посадить в следующем сезоне). Обратите внимание, что это произойдет только в том случае, если ваши дварфы действительно '''знают''', что культура погибнет, что можно узнать либо путем наблюдения (например, если семена погибнут во время перехода сезонов), либо благодаря опытному фермеру, который посадит их.
 
== Смотрите также ==
* [[Irrigation|Орошение]]
* [[Irrigation|Орошение]]
* [[Skills#Growing|Фермеры]]
* [[Tile attributes|Аттрибуты тайлов]]
* [[Crops|Сельскохозяйственные растения]]
* [[How large a farm do i need|Насколько огромная ферма мне нужна?]]
 
{{Translation| dwarven = ivom | elvish = tòbafí | goblin = gotåm | human = ab}}


{{Industry}}
[[Категория:Земледелие]]
[[Категория:Земледелие]]
[[Категория:Работа]]
[[Категория:Пища]]
[[Категория:Пища]]
[[Категория:Руководства]]
[[Категория:Руководства]]


[[en:Farming]]
[[en:Farming]]

Текущая версия от 01:20, 29 ноября 2024

Общая схема фермерского хозяйства.

Фермерство — это процесс выращивания сельскохозяйственных культур для производства еды, алкоголя, ткани и бумаги. В то время как небольшие крепости могут легко существовать за счет сбора растений, охоты и торговли, фермерство жизненно важно для крупных поселений.

Фермерство выполняется на постройке Farming plot Ui b.pngbUi bo.pngoUi bof.pngfUi bofp.pngp | Build->Workshops->Farming->Farm Plot. Чтобы построить его, переместите курсор на область, где вы хотите построить участок. Для постройки не требуются ресурсы, но строить можно только на почве или заиленной породе. Чистый камень без грязи не подходит для постройки грядки. Земледелие требует использования работ "Farming (Fields)" и использует навык Земледельца. Грядки отображают виды культур, которые они могут выращивать, при выборе их щелчком мыши. Для уничтожения диких культур и мелких препятствий, предварительно в заданной области можно использовать прокладку земляной дороги, а затем разместить грядку поверх.

В зависимости от места постройки фермерского участка, можно выращивать разные виды культур. Фермерские участки, построенные на Above Ground, не подходят для подземных культур Subterranean и наоборот. Обратите внимание, что атрибуты Inside и Outside не имеют значения. Вы можете выращивать поверхностные растения в помещении, выбивая потолок над выбранным участком и затем строя флаг Ui b.pngbUi bn.pngnUi bnf.pngf | Build->Constructions->Floor над открытым пространством. Это изменяет тайл с Dark на Light, несмотря на наличие крыши (вам не нужно делать крышу из стекла, чтобы это работало). Участок с смешанными тайлами Light и Dark может показывать растения как "доступные", когда только крошечная часть тайлов на участке действительно подходит для их посадки.

Обратите внимание, что хотя вы можете построить грядку в любом месте с почвенным полом или покрытием из грязи, это не всегда означает, что семена, которые у вас есть — особенно импортированные — могут быть посажены там. Не все культуры расти в вашем биоме, и некоторые биомы могут блокировать посадку любых надземных культур. Даже семена, полученные в результате сбора растений, могут быть непригодны для посадки в месте, где вы решили разместить свои грядки, если они происходят из другого биома.

Желтое предупреждение No mud/soil for farm, Mud is left by water ru отображается на всех тайлах поверхности, независимо от того, будет ли грядка функционировать. Это предупреждение можно игнорировать. Тайлы, которым действительно не хватает грязи или почвы, полностью исключаются для строительства с красным предупреждением (либо Blocked ru, либо Needs soil or mud ru). Для получения подробной информации об условиях, необходимых для выращивания доступных растений, см. статью о культурах.

На данный момент в версии игры v50 нет разнообразия в спрайтах культур и растений, но они запланированы в будущем.

Введение в фермерство

Строительство фермы

Грибная ферма

Сначала выберите место для вашей фермы. Строительство фермы на слое почвы самое простое (фермерство на слоях без почвы потребует ирригации). Надземные фермы можно просто построить на поверхности (хотя это подвергает ваших фермеров риску нападения); подземные фермы потребуют выкопки подходящей области под землей. После выбора места откройте меню build и выберите Workshops, farming, а затем Farm plot, чтобы построить вашу ферму.

Чтобы определить ширину и высоту вашего фермерского участка, кликните по первому желаемому углу, а затем по второму, как вы строите конструкции, такие как полы и стены. Держите ваши фермы небольшими — 2×2, до 4×4 и т. д. Фермы удивительно продуктивны. Вы всегда можете создать больше ферм позже, если закончатся растения, и имея несколько маленьких ферм, вы можете диверсифицировать свои культуры. (Каждый фермерский участок может выращивать только один вид растений за сезон.) Теперь дварф с деталями работы Planters (по умолчанию установлены на "everybody does this", что означает, что любой доступный дварфпридет) придет и подготовит участок для посадки.

После того как фермерский участок будет построен, вам нужно выбрать, какие культуры вы будете выращивать. Кликните на ферму — вы увидите список культур, которые можно выбрать для выращивания в текущем сезоне и в местной биоме. Теперь кликните на растение, которое вы хотите посадить в этом сезоне. Указание участка оставаться в покое в течение определенного сезона скажет дварфам не сажать на этом участке в течение этого сезона. В настоящее время, в отличие от реальной жизни, ротация культур не является обязательной; плодородие почвы зависит только от удобрения, и одно и то же растение может выращиваться бесконечно без уменьшения производительности, даже без удобрений.

Из того же меню, вы можете нажать на флажок рядом с "Not set to fertilize", изменяя текст на "Set to fertilize". Удобренные культуры производят большие стопки растений, что может быть полезно для увеличения запасов семян в начале и пищевых запасов позже. Для посадки культуры на участке необходимо иметь соответствующие семена. Чтобы легко увидеть количество каждого вида семян, вы можете перейти в меню Labor (y), затем перейти на вкладку Kitchen, а затем кликнуть на Seeds.

Поскольку ваши дварфы нуждаются в пище, алкоголе и одежде, вам следует настроить комбинацию растений, которые будут обеспечивать все эти потребности. Толстошлемник — это хорошее начальное растение для первой пещерной фермы, а клубника — хороший выбор для открытых полей — обе можно есть сырыми или варить. Свинохвост производит ткань, что станет важным, когда ваша одежда начнет изнашиваться. Проверьте страницу растения для подробностей о различных видах семян. Приготовление растений уничтожает их семена, поэтому вы должны отключить готовку растений в меню Кухня. Их можно есть, варить или обрабатывать через мастерскую фермера, жернов или жернов. производят семена.

Помогите, мои землепашцы не пашут!

  • Verify that your Planter work detail is set to either "Everybody does this" or "Only selected do this", and that in the latter case you have dwarves selected. If the selected dwarves are still not planting, try setting them to be specialised by clicking the green hammer / lock icon.
  • Verify that the farm plot has a crop selected for the current season. (Each season must be set up separately, and some crops only grow in certain seasons.)
  • Verify that you have seeds for the chosen crop, and that those seeds are accessible to your farmers (not forbidden, locked behind a door, being carried across the map by one of your haulers, etc.).
  • Verify that your farmers can reach your farm plot (no locked doors, disconnected stairways, etc.).
  • Verify that your farm plot is acceptable. An underground plot that has been exposed to sunlight will never grow underground plants again. It may be necessary to remove the plot and rebuild it so that you can select aboveground crops to plant. Farm plots which are partially belowground and aboveground will never be fully planted. Additionally, some aboveground biomes (such as mountains and glaciers) are unsuitable for farming and will never grow crops.

Урожайность и удобрение

Размер фермы Поташ На единицу поля
1 (1×1) 1 1.000
2 (1×2) 1 0.500
3 (1×3) 1 0.333
4 (1×4, 2×2) 2 0.500
5 (1×5) 2 0.400
6 (1×6, 2×3) 2 0.333
7 (1×7) 2 0.286
8 (1×8, 2×4) 3 0.375
9 (1×9, 3×3) 3 0.333
10 (1×10, 2×5) 3 0.300
11 (1×11) 3 0.272
12 (1×12, 2×6, 3×4) 4 0.333
15 (1×15, 3×5) 4 0.267
16 (1×16, 2×8, 4×4) 5 0.312
18 (1×18, 2×9, 3×6) 5 0.278
19 (1×19) 5 0.263
20 (1×20, 2×10, 4×5) 6 0.300
21 (1×21, 3×7) 6 0.286
23 (1×23) 6 0.261
24 (1×24, 3×8, 4×6) 7 0.292
27 (1×27, 3×9) 7 0.259
30 (1×30) 8 0.266
31 (n/a) 8 0.257
35 (5×7) 9 0.257
39 (3×13) 10 0.256
42 (2×21, 3×14, 6×7) 11 0.262
43 (n/a) 11 0.262
45 (5×9) 12 0.267
46 (2×23) 12 0.261
47 (n/a) 12 0.255
49 (7×7) 13 0.265
50 (5×10) 13 0.260
51 (3×17) 13 0.255
55 (5×11) 14 0.254
63 (3×21, 7×9) 16 0.254
75 (3×25, 5×15) 19 0.253
87 (3×29) 22 0.252
90 (9×10) 23 0.256
91 (7×13) 23 0.252
95 (5×19) 24 0.252
99 (9×11) 25 0.252
100 (10×10) 26 0.260

Каждая фермерская клетка требует одного семени для посадки. Неудобренные фермерские клетки могут давать от 0 до 6 растений в стопке при сборе, в зависимости от навыка плантатора и случайного шанса. Удобрение фермерского участка увеличивает производство на до 4 дополнительных растений в каждой стопке при каждом сборе. Для неопытных плантаторов использование удобрения может эффективно удвоить урожай. Это особенно важно в начальной стадии, когда запас семян в крепости ограничен, потому что дополнительные растения означают больше семян для посадки в следующем сезоне. Многие культуры, такие как карьерные кусты, невозможно эффективно выращивать без удобрения. Большие размеры урожайных стопок также могут значительно увеличить эффективность последующих отраслей промышленности; см. статью о плантаторе для дальнейшего обсуждения. Для удобрения фермерского участка необходимо использовать поташ, который производится путем обработки золы. Каждый участок должен быть удобрен каждый сезон, и удобрение должно быть на месте к моменту достижения семенами зрелости. Не имеет значения, удобрен ли участок в момент посадки.[1]

Для удобрения фермерского участка требуется пол(floor(размер_участка / 4)) + 1 единиц поташа. Таблица справа иллюстрирует эффективность поташа в зависимости от размера участка — наиболее эффективные (для определенного количества поташа) отмечены жирным, наименее эффективные — курсивом, а размеры, которые наиболее эффективны, но очень сложно создать в игре (не прямоугольные числа, меньшие или равные 30 на сторону), обозначены жирным и курсивом. В общем, большие участки используют меньше поташа, приближаясь к пределу в 1/4 бруска на квадрат. Наихудшие результаты на квадрат выражаются кратными числам 4; если вы планируете оптимизировать урожайность, наиболее эффективно иметь участки размером 4n – 1, где n — количество поташа, используемого. Подходящие размеры: 1×3, 1×7, 3×5, 3×9, 5×7 и 7×9. Если вы планируете оптимизировать опыт фермеров, участки размером 2 или 4 можно удобрить и посеять быстрее, а опыт можно распределить среди большего числа фермеров. Это обеспечит возможность увеличения урожая в будущем без использования поташа, ускорит посадку и сбор урожая, и оставит больше времени на другие работы между ними. Конечно, ценой за это будет больше времени, потраченного на выделение каждого отдельного фермерского участка и изменение культур, если вы захотите изменить свой план посева.

Удобрение можно нанести на участок, отметив галочку рядом с "Not set to fertilize" в меню фермерского участка, либо отметив "Fertilize every season". Удобрение применяют только дварфы с работой "Посадка", за что каждое использованное единица поташа дает 30 опыта в земледелии. Обратите внимание, что если у вас нет склада для поташа рядом с фермерскими участками, ваши легендарные фермеры могут потратить все свое время на перевозку одиночных брусьев поташа с противоположного конца крепости, вместо того чтобы выращивать продукты питания.

Производственная цепочка поташа: Древесный склад > Древесная печь производит золу (в виде брусков) > Золоварня производит поташ (в виде брусков).

Примечание: в ящике хранятся по 5 брусков . Для постройки золоварни требуются компоненты: блок, бочка и ведро.

Точные механики урожайности

Результаты ниже зависят от "poor soil", не находящейся в пещере. Вы получаете примерно 1/4 от рассчитанного урожая. 1-2 растения с одного семени — это типично даже для фермеров высокого уровня с удобрением.

Всегда собирается как минимум одно растение. Каждое из следующих условий, если выполнено, имеет 50% шанс дать дополнительное растение:

  • Если фермерский участок удобрен хотя бы на 25%.
  • Если фермерский участок удобрен хотя бы на 50%.
  • Если фермерский участок удобрен хотя бы на 75%.
  • Если фермерский участок удобрен на 100%.
  • Случайно, с шансом (уровень навыка/5) — где уровень навыка определяется уровнем фермера на момент посадки семени. Всегда выполняется для навыка Умелый (5) или выше.
  • Случайно, с шансом (уровень навыка/10). Всегда выполняется для уровня Мастер или выше.
  • Случайно, с шансом (уровень навыка/15). Всегда выполняется для уровня Легендарный.
  • Случайно, с шансом (уровень навыка/20). Всегда выполняется для уровня Легендарный+5 или выше.
  • Случайно, с шансом (уровень навыка/75). Для этой последней проверки уровень навыка ограничен на уровне Легендарный+10 (25).

Фермер с навыком Легендарный+10, работающий на полностью удобренном участке, всегда будет удовлетворять первым восьми условиям, с 33.3% шансом пройти последнюю проверку. Даже тогда каждое из этих условий имеет лишь 50% шанс увеличить урожай, так что результат, теоретически, может быть всего 1! Но в среднем такой фермер может ожидать 5.17 растений с одного посаженного семени.

Подземное фермерство

Для выращивания шести "дварфийских" растений вам понадобится underground фермерский участок. Семена и грибница, доступные вашим дварфам при посадке, будут расти только под землей. Подземные фермерские участки должны быть размещены на почве или грязевом камне. Непещерная почва считается "плохой" и накладывает серьезные штрафы на урожайность; грязевой камень, по сообщениям, подходит. [1]

Замачивание каменного пола требует временного покрытия его водой; распространенные методы включают бригаду с ведрами или контролируемое потопление, временно отводя реку или бассейн, используя затвор или дверь для остановки потока. Вы также можете найти замоченную область в пещере, но имейте в виду, что каждая плитка под фермерским участком должна быть замочена. Большинство пещер имеют открытые области, которые будут постоянно покрыты грязью, но если вы копаетесь в стенах пещеры или высекаете столб, свежевыколотая площадка пола не будет замочена, пока вы ее не увлажните. Подземные пещеры грязные и часто содержат кучи грязи, которые идеально подходят для быстрой установки ферм. Однако, учитывая широкий ассортимент существ, обитающих в пещерах, вам может потребоваться предосторожность. Рассмотрите возможность держать отряд неподалеку для охраны фермы или ограждения замоченной области для исключительного использования ваших дварфов.

Подземное фермерство не ограничивается слоями почвы и пещерами; подземные полы из любого материала — грубый камень, отшлифованный камень, руда, драгоценные камни — могут поддерживать подземные фермерские участки, как только на них будет слой грязи. Смотрите раздел ирригация для советов по подаче нужного количества воды на фермерские участки.

Наземное земледелие

Выращивание наземных культур возможно только на клетках, которые находятся в биоме, поддерживающем их рост. Какие культуры можно выращивать, зависит от биома — только растения, "родные" для данного биома, могут действительно расти на этом месте: вы не можете выращивать ямс в тайге или коноплю в тропическом лесу. Также существуют биомы, в которых наземное земледелие полностью невозможно, поскольку там нет родных для них культур: это печально известные холодные ледник и тундра, а также все озёра, горы и океаны.

Наиболее распространенные культуры можно выращивать во всех наземных биомах, за исключением упомянутых выше; эта повсеместная доступность использует внутреннюю ссылку NOT_FREEZING, но этот ярлык несколько вводит в заблуждение, поскольку это сокращение для группы конкретных биомов и ничего не говорит о фактической температуре — горы и океаны обычно неплодородны, независимо от температурного диапазона, указанного на экране отправки, а тайга с "замораживающими" температурами позволяет выращивать наземные растения.

Наземное земледелие в основном такое же, как и подземное, с упрощающим различием в том, что наземные участки обычно не требуют подготовительных работ. Однако существуют некоторые осложнения.

Первое осложнение заключается в том, что семена нельзя выбрать при отправке, так как цивилизации дварфов не имеют доступа к таким растениям. Их можно купить у эльфийских и человеческих караванов; наземные растения можно собрать с помощью назначения сбора растений, а затем сварить, смолоть, обмолотить или съесть напрямую (в зависимости от растения) для получения семян.

Второе осложнение заключается в том, что земледелие должно производиться на почве или увлажненной породе, которая находится над землёй. Обычно это делается на поверхности, что опасно (из-за агрессивных животных, засад и осад). Однако любая земля, которая когда-либо подвергалась воздействию солнечного света, становится постоянно помеченной как "above ground". Таким образом, если у вас есть несколько Z-слоев почвы, вы можете прорыть некоторые наземные участки, удалить образовавшиеся рампы, а затем построить пол над тем местом, где была поверхность. Нижняя почва (теперь внутри и защищенная) все равно будет пригодна для выращивания уличных растений, таких как клубника, долинная трава, тросник и любые другие растения, которые вы найдете. Если ваша почва недостаточно толстая, вы все равно можете создать безопасную наземную ферму, сделав то же самое с любым камнем и увлажнив его. В качестве альтернативы, вы можете построить теплицу, окружив почву стеной.

Различные культуры требуют определенных условий для роста. На участке, который пересекает несколько биомов, нередко наземные фермы в разных биомах имеют разные списки доступных культур.

Обратите внимание, что при создании наземного участка интерфейс может неправильно отображать сообщение "No mud/soil for farm", даже если грязь присутствует. Bug:249 Это сообщение можно игнорировать.

Фермерские участки в действии

Продолжительность роста для подземных культур
Культура Игровые Тики до созревания Дней до созревания
Plump helmet, pig tail 30000 25 days
Cave wheat, sweet pod, quarry bush, dimple cup 50000 41.666 days

После того как участок фермы построен и культуры выбраны на текущий сезон, дварфы с включённой работой "Farming (Plots)" начнут сажать выбранные семена. Одно семя используется на каждую клетку. Чем выше навык земледельца у дварфа, тем больше растений будет собрано с каждого посаженного семени. Работа на ферме имеет довольно низкий приоритет, поэтому, если вы хотите иметь фермера на полный рабочий день, лучше отключить все остальные работы.

Растениям нужно время для роста, в зависимости от их типа. Как только растение полностью вырастет, дварф соберет его. По умолчанию это может сделать любой дварф. Сбор урожая не зависит от каких-либо навыков, хотя он дает небольшое количество опыта в земледелии. Поэтому имеет смысл назначать на сбор урожая только ваших земледельцев, а не всех подряд. Для этого перейдите в Labor (y), затем нажмите на {{tt|Standing Orders|Постоянные приказы}, затем нажмите Other, затем нажмите "Everybody Harvests". Это полезно только для более быстрого обучения ваших земледельцев; когда они станут достаточно опытными, можно позволить всем собирать урожай, чтобы грузчики могли выполнять половину фермерской работы.

` τ
τ
τ
τ
τ

На участке фермы, показанном справа, указывает на клетки, ожидающие посадки, указывает на клетки, которые были засеяны и теперь растут, а τ указывает на длинноземную траву, готовую к сбору.

Если собранные растения не переместить на склад вовремя, они увянут и в конце концов сгниют. У увядших растений нет никакого применения. Если, когда сезоны меняются, предыдущая культура больше не может расти, все незрелые растения будут уничтожены, не дав ни семян, ни урожая. Если фермеры "осведомлены" об этом ограничении, они автоматически перестанут сажать культуры, которые не успеют созреть, но в первый год вы можете потерять несколько семян, если земледельцы с недостаточным навыком посеют семена слишком близко к моменту окончания сезона. В зависимости от количества земледельцев, их опыта и скорости роста растений не все клетки на больших участках могут быть использованы. Любой участок фермы, который имеет как наземные, так и подземные атрибуты клеток, будет засеян только частично, если вообще будет засеян.

Размер фермы

Основная статья: Farm size calculations
DFwiki5by53by3farm.png
Quickstart layout 3.png
ПереключитьКомната 5×5 с полем 3×3

Начальная крепость имеет 7 дварфов, каждый из которых потребляет 7 единиц пищи и напитков в сезон, что составляет 196 единиц на всю крепость в год. Эта стартовая группа теоретически может быть обеспечена одной клеткой фермы, но на практике потребуется большая ферма, поскольку молодая крепость не может использовать фермерские клетки в полной мере.

Правильно управляемый и полностью использованный участок размером 3×3, на котором выращиваются толстошлемники, может производить в среднем до 2700 единиц алкоголя в год, что достаточно для обеспечения пищей (через готовку алкоголя с семенами) и напитками крепость из 95 дварфов. Подобный участок размером 5×5 может производить до 7500 единиц пищи и напитков в год, что достаточно для поддержки 265 дварфов.

Управление

Используйте меню труда, и перейдите на вкладку Kitchen. Здесь вы можете увидеть, сколько у вас каждого вида пищи. Если у вас заканчивается определенный вид семян, переключите соответствующую настройку "Cook" для растений в красное положение. Готовка растений не оставляет семян. Если у вас слишком много определенного вида семян или грибов (как было упомянуто выше), переключите настройку "Cook" для семян в зеленое положение. Просто убедитесь, что проверили количество и переключили обратно, прежде чем у вас закончится запас. Также может быть хорошей идеей отложить несколько семян каждого вида культуры и запретить их, как запас семян на случай веселых времен.

Управление семенами

Семена используются для выращивания растений. Вы можете начать игру с определённым количеством семян, торговать ими или собирать их. Кроме того, при употреблении, молении и варке растений часто получают семена (если ваша крепость не достигла предела семян для этого растения). Приготовление растений не дает семян, а приготовление семян делает их непригодными для посадки, поэтому вам следует быть внимательными и убедиться, что вы не превращаете последние свои растения в +жареные клубники+ без возможности получить больше семян.

Вы можете создать специализированный склад рядом с вашим фермерским участком, который будет принимать только семена. Это позволит собрать все семена в одном месте, вместо того чтобы они были разбросаны по всей столовой. Семена хранятся в мешках (до 100 семян в одном мешке), а мешки с семенами могут быть помещены в бочки. Однако рекомендуется не использовать бочки на складах семян, так как привычки обслуживания приводят к тому, что бочки таскаются вокруг для сбора каждого отдельного семени, что мешает работе по посадке. См. раздел Баги ниже для обходных решений.

Для DF2014 теоретический максимальный размер склада семян составляет 31 тайл для 200 семян каждой из 155 культур, однако фактически необходимое количество значительно меньше, потому что ни одна крепость не будет находиться в подходящем месте для выращивания всех этих культур. Четыре тайла достаточно для размещения семян около 20 различных культур.

Каждое растение имеет общий для крепости предел по количеству семян, установленный на уровне 200 (это значение можно настроить в файле конфигурации d_init.txt). После достижения этого предела пивоварение, моление, и поедание сырых растений не генерируют дополнительных семян, хотя вы все равно можете получить дополнительные мешки семян через торговлю и тем самым превысить этот предел. Как только количество семян опускается ниже 200, новые семена снова начнут генерироваться.

Также существует общий предел семян по всей крепости, изначально установленный на уровне 3000 (также настраиваемый в d_init.txt). После достижения этого предела в вашей крепости будут продолжать генерироваться новые семена, но самые старые семена на карте начнут исчезать. К сожалению, этот предел учитывает все семена на карте, включая те, которые несут торговцы Bug:8108, и удаляет старые семена, даже если они уже были посеяны Bug:8107. Наконец, из-за различного поведения двух пределов они могут вызывать нежелательное поведение при одновременном их использовании Bug:8091.

Семена можно отключить для приготовления на вкладке Kitchen меню |труда. Отключение приготовления семян защитит ваши семена от голодающих дварфов. Несмотря на то, что их свойства в игре помечены как EDIBLE_RAW, орехи из каменного куста, как и все остальные семена, не потребляются в сыром виде.

Управление урожаем

Когда ваши урожаи созреют, ваши дварфы соберут их с фермерских участков. Это приведет к получению одного или нескольких стеков растений, которые будут доставлены в соответствующий склад. Хорошей идеей будет иметь достаточное количество бочек для хранения еды, так как еда подвержена засыханию и нападению паразиты. Металлические бочки особенно эффективны против паразитов. Вы можете создать настраиваемый склад, который будет принимать только растения, чтобы избежать их смешивания с мясом и напитками. Будет разумно разместить этот склад рядом со своими дистиллятором, мастерской фермера, кухней и т. д. Вы также можете создать более специализированные склады; например, если ваш мельничный ветряк находится далеко от ваших ферм, можно создать небольшие близлежащие склады, предназначенные исключительно для растений, подлежащих помолу, и муки, чтобы сэкономить на транспортировке.

Во вкладке Кухня меню лаборатории вы можете управлять теми культурами, если таковые имеются, которые ваши дварфы будут использовать в качестве ингредиентов при приготовлении пищи. Будьте осторожны, когда вы выращиваете новые культуры или заканчиваете другие, и убедитесь, что вы не готовите последнее из них, вместо того, чтобы восстановить ценные семена. Заметьте, что опытные фермеры и удобрение растений значительно увеличивают урожай посаженных семян и могут быть очень полезны при попытке построить запас семян.

Если у вас возникают проблемы с переполнением толстошлемников, создайте склад только для толстошлемников, запретите толстошлемник из всех остальных складов еды, и позвольте растениям на поле засохнуть, если их не удалось собрать. Засыхающие растения не производят миазмы.

Режим приключений

Интересно, что земледелие работает в режиме приключений, однако для этого требуется использование плагина advfort в DFHack. Приобретите фрукты на рынке, затем сварите их в спирт и семена, постройте фермерские участки, посадите семена. К сожалению, время, необходимое для роста растений, адаптировано для режима крепости, и вашему искателю потребуется несоразмерно много времени на один урожайный сбор.

Баги

  • Работы "Store item in container" блокируют доступ к предметам, которые уже находятся в контейнере. Это приводит к тому, что сохраненные семена становятся недоступными, что вызывает массовое отмену задач. Bug:9004
    • Обходные пути #1: настройте свою зону хранения семян так, чтобы она принимала предметы только из связанных мест. Когда запасы семян иссякают, временно переключите ее на "любое место", чтобы собрать все рассыпанные семена.
    • Обходные пути #2: установите количество бочек на 0 в зоне хранения семян. Это означает увеличение зоны хранения, так как на каждый тайл будет храниться только одна сумка с семенами. Однако при условии 100 семян в сумке и максимальном запасе в 200 семян на тип семян (см. семя), это все равно ограничивает зону на 12 тайлов для полной зоны хранения семян подземных культур, предполагая, что каждый тип семян хранится только в 2 сумках. Грузчики все равно будут блокировать целую сумку для сбора отдельных семян, но это лучше, чем блокировка целой бочки с сумками с семенами.
    • Обходные пути #3: создайте две пользовательские зоны хранения, которые принимают только семена. Отключите бочки в первой зоне хранения и установите ее на передачу во вторую зону хранения. Установите вторую зону на принятие только из связанных мест.
    • Обходные пути #4: отключите семена во всех зонах хранения и наймите несколько дополнительных фермеров. Отсутствие перевозки семян означает отсутствие спама отмены задач по посадке.
  • Глобальный предел на семена учитывает семена, перевозимые торговцами Bug:8108
  • Глобальный предел на семена удаляет семена, которые уже были посажены Bug:8107
  • Конфликт между пределами на семена может привести к исчезновению всех семян для определенного типа культуры Bug:8091
  • Некоторые культуры невозможно обработать, а значит, невозможно использовать или вновь посадить Bug:6940

Оговорки (предупреждения)

Красные культуры

Иногда культуры будут отображаться красным цветом в списке полей. Это означает, что посадка такой культуры будет бесполезной, так как она не переживет до уборки (из-за того, что ее нельзя будет посадить в следующем сезоне). Обратите внимание, что это произойдет только в том случае, если ваши дварфы действительно знают, что культура погибнет, что можно узнать либо путем наблюдения (например, если семена погибнут во время перехода сезонов), либо благодаря опытному фермеру, который посадит их.

Смотрите также

"Farming" на других языках
Дварфийский: ivom
Эльфийский: tòbafí
Гоблинский: gotåm
Язык людей: ab
Первичное
Вторичное
Третичное
Четвертичное