Siege engine: различия между версиями

Материал из Dwarf Fortress Wiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
 
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
'''Осадные орудия''' в Dwarf Fortress — наполовину строения, наполовину оружие. Таких орудий два: '''катапульты''' и '''баллисты'''. Оба способны наносить огромные повреждения на расстоянии: ''80 — 100 тайлов для катапульты и 130—200 тайлов для баллисты.'' [[ballista arrow|Стрела из баллисты]] способна убить или ранить дружественное существо, стоящее на пути (friendly fire). Выстрел катапульты не повреждает дружественных существ.
'''Осадные орудия''' в Dwarf Fortress — наполовину строения, наполовину оружие. Они делятся на два вида: '''катапульты''' и '''баллисты'''. Оба способны наносить огромные повреждения на значительном расстоянии: 80 — 100 тайлов для катапульты и 130—200 тайлов для баллисты. [[ballista arrow|Стрела баллисты]] способна убить или ранить дружественное существо, стоящее на пути. Выстрел катапульты не задевает ни дварфов, ни прирученных животных.


Направление осадного орудия указывается при сборке, орудия не могут передвигаться, но их можно разобрать и собрать вновь в другом месте без дополнительных затрат. Сборка орудий и их снаряжение боеприпасами требует дварфа с разрешёнными [[labor|работами]] {{tooltip|"Siege Engineering"|военная инженерия}} и [[skill|навыком]] «[[Siege_engineer|военный инженер]]»
Несмотря на своё название, осадные орудия используются исключительно в обороне, и не будут использованы противником во время [[siege|осады]] (хотя ожидается в [http://bay12games.com/dwarves/dev.html будущих версиях]).


Игрок определяет будет ли данное орудие стрелять или нет. Для работы орудия требуется оператор орудия ([[siege operator]]). Баллиста использует специальные [[ammo|боеприпасы]] — стрелы для баллист ([[ballista arrow]]), производимые из [[log|брёвен]] на оружейном заводе ([[siege workshop]]), которые могут дооснащаться [[metal|металлическими]] [[ballista arrowhead|оголовьями]], выплавляемыми в [[forge|плавильне]] [[weaponsmith|оружейником]]).
Орудие может стрелять на {{tt|север|north}}, {{tt|юг|south}}, {{tt|восток|east}} или {{tt|запад|west}} и не может перемещаться, но может быть разобрано ({{K|q}}-{{K|x}}) и собрано заново в другом месте без дополнительных затрат. Сборкой как отдельных частей, так и самого орудия занимается дварф с разрешённой [[labor|работой]] {{tooltip|"Siege Engineering"|Осадная <!-- Я полагаю, здесь проще переводить дословно. К тому же, к военной инженерии можно отнести и постройку ловушек, и мостов, и лавовой камеры, и рва вокруг форта etc.--> инженерия}} и [[skill|навыком]] «[[Siege_engineer|Осадный инженер]]»


Катапульты используют обычные [[stone|камни]].
Режим стрельбы (как и её проведение вообще) задаётся вручную. Для управления орудием необходим [[siege operator|оператор]].
 
Баллиста использует специальные [[ballista arrow|cтрелы]], производимые из [[log|брёвен]] в [[siege workshop|осадной мастерской]]. Такие стрелы могут быть дополнительно усилены [[metal|металлическими]] [[ballista arrowhead|оголовьями]], выплавляемыми в [[forge|плавильне]] [[weaponsmith|оружейником]]).
 
Катапульты стреляют обычными [[stone|камнями]] (кроме запрещённых [[Economic stone|промышленных пород]] и булыжников [[clay|глины]]).


== Создание компонентов орудий ==
== Создание компонентов орудий ==


Для сборки орудия сначала потребуется произвести 3 компонента в осадной мастерской ([[siege workshop]]), катапульты строятся из 3 {{tt|'''catapult part'''|частей катапульты}}, а баллиста из 3 {{tt|'''ballista parts'''|частей баллисты}}. Части могут быть разные по качеству и из разных пород, части не делятся на виды — левая, правая… Общее качество орудия влияет на скорострельность и точность орудия — лучшие показатели будут у орудия из 3 [[Item_quality|шедевральных]] частей, однако качество даёт мало пользы для нетренированного оператора.
Для сборки необходимы соответствующие типу орудия части: катапульта строится из трёх любых {{tt|'''частей катапульты'''|catapult part}}, а баллиста - из трёх любых {{tt|'''частей баллисты'''|ballista parts}}. Части могут отличаться материалом или [[Quality|качеством]], но они одинаково универсальны. Общее качество орудия влияет на скорострельность и, вероятно, точность орудия — лучшие показатели будут у орудия из трёх [[Item_quality|шедевральных]] частей, однако качество приносит мало пользы при неопытном операторе.
 
Сборка орудия производится так же, как и для любого здания.


Собранное орудие занимает квадрат 3x3, его нельзя сдвинуть, только разобрать и собрать на новом месте.
Сборка орудия ({{K|b}}-{{K|i}}) производится аналогично постройке любого здания. Неизвестно, влияет ли навык собирающего орудие дварфа на боевые характеристики. Собранное орудие занимает квадрат 3x3. В отличие от зданий, установленные орудия не препятствуют проходу живых существ.


== Базовое управление орудиями ==
== Базовое управление орудиями ==
Кнопка {{key|o}} позволяет сменить направление стрельбы орудия по секторам — север/юг/запад/восток. Настройка вступает в действие немедленно, участие дварфов не требуется.
Кнопка {{key|o}} позволяет сменить направление стрельбы орудия — север/юг/запад/восток. Изменение положения происходит мгновенно и без участия дварфов.


Кнопка {{key|f}} переключает режим ведения огня:
Кнопка {{key|f}} переключает режим ведения огня:
Строка 23: Строка 25:
* {{tt|Fire at Will|Огонь по готовности}}: оператор будет перезаряжать орудие и вести огонь.
* {{tt|Fire at Will|Огонь по готовности}}: оператор будет перезаряжать орудие и вести огонь.


Стоит вам дать орудию команду стрелять{{bn-en||Fire at will}} (или готовиться к стрельбе{{bn-en||Prepare to fire}}), как дварф с включенной работой [[siege operator]] помчится к нему. Дварфы всегда перезаряжают пустующие орудия, не существует возможности напрямую это запретить. Вы можете [[forbid|запретить]] использование всех подходящих боеприпасов на карте или запретить исполнение [[siege operator|работ, связанных с осадными орудиями]] или ограничить [[path|доступ]], заперев [[door|дверь]] или [[floodgate|шлюз]].
Стоит вам дать орудию команду стрелять{{bn-en||Fire at will}} (или готовиться к стрельбе{{bn-en||Prepare to fire}}), как дварф с включенной работой [[Siege operator]] помчится к нему. Дварфы всегда перезаряжают пустующие орудия, не существует возможности напрямую это запретить. Вы можете [[forbid|запретить]] использование всех подходящих (точнее, неподходящих) боеприпасов на карте, запретить всем дварфам исполнение [[siege operator|соответствующей работы]] или ограничить [[path|доступ]], поставив [[door|дверь]] или задав [[Burrow|нору]].


[[Ammo|Боеприпас]] разрушится при приземлении, кроме случаев попадания в соседнюю «пустую» клетку и проваливания на уровень вниз. (Подробности [[#Катапульты как способ перемещения камней|в конце статьи]].)
[[Ammo|Боеприпас]] разрушится при приземлении, кроме случаев, когда камень попадает в «пустую» клетку и проваливается на уровень вниз. (Подробности [[#Катапульты как способ перемещения камней|в конце статьи]].)


  ########
  ########
  CCC..._#
  CCC+++.#
  CCC..._#
  CCC+++.#
  CCC..._#
  CCC+++.#
  ########
  ########


[[channel|Ров]] в конце зоны огня спасает камни от разрушения. Для тренировок обычно это не требуется, так как камней на карте огромное количество, но можно сделать длинный коридор для быстрой переброски огромного количества камней или самодостаточный тренировочный центр. Того же эффекта можно достигнуть обстреливая с холма мишень на холме.
[[channel|Ров]] в конце зоны огня спасает камни от разрушения. Для тренировок обычно это не требуется, так как камней на карте огромное количество, но можно сделать длинный коридор для быстрой переброски огромного количества камней или самодостаточный тренировочный центр. Того же эффекта можно достигнуть, обстреливая с холма мишень на холме.


Орудийное гнездо можно сделать подходящим для тренировок и защиты, дополнив входной коридор подъёмным [[bridge|мостом]], который будет отбрасывать на тренировках камни в ров.
Орудийное гнездо можно сделать подходящим для тренировок и защиты, дополнив входной коридор подъёмным [[bridge|мостом]], который будет отбрасывать на тренировках камни в ров.


  ###################################################
  ###############################
  CCC..._¦.......................................вход
  CCC++++++++++++++....¦¦++++вход
  CCC..._¦.......................................вход
  CCC++++++++++++++....¦¦++++вход
  CCC..._¦.......................................вход
  CCC++++++++++++++....¦¦++++вход
  ###################################################
  ###############################


Мост поднят и отражает камни в канал.
Мост поднят и отражает камни в яму.


  ###################################################
  ###############################
  CCC...[].......................................вход
  CCC++++++++++++++[][][]++++вход
  CCC...[].......................................вход
  CCC++++++++++++++[][][]++++вход
  CCC...[].......................................вход
  CCC++++++++++++++[][][]++++вход
  ###################################################
  ###############################


Мост опущен и позволяет вести огонь по целям в коридоре.
Мост опущен и позволяет вести огонь по целям в коридоре.
Так как катапульты не наносят урона дружественным существам, можно ставить катапульты напротив друг друга:
######################
#.CCC++++++++++++CCC.#
#.CCC++++++++++++CCC.#
#.CCC++++++++++++CCC.#
#########++++#########
Конечно, так нельзя ни от кого защититься, но можно сэкономить время на тренировках: по сути, катапульты будут "ловить" снаряды друг друга, бесконечно используя одно и то же количество камней. К тому же, боеприпасы всегда будут находиться прямо за катапультой. Хотя из-за некоторых {{tt|особенностей мышления дварфов|Тупость}} они всё равно будут пытаться взять последний <i>выкопанный</i> дварфами камень (аналогично ремесленникам и каменщикам), пусть даже он будет лежать на другом конце карты. В большинстве случаев предупредить это можно [[Burrow|норой]].


== Особенности применения ==
== Особенности применения ==


* Оба вида орудий имеют ограниченный угол обстрела — 10-20 градусов перед носовой частью, и могут поворачиваться только на 90 градусов.
* Оба вида орудий имеют ограниченный угол обстрела — 10-20 градусов перед носовой частью, и могут поворачиваться только на 90 градусов.
* Оба вида целятся и стреляют только в одном z-уровне. Провалившиеся ниже боеприпасы не разрушаются и не наносят повреждений.
* Оба вида орудий целятся и стреляют только в одном z-уровне. Провалившиеся ниже боеприпасы не разрушаются и не наносят повреждений.
* Минимальная дальность стрельбы катапульт — 30 тайлов.
* Минимальная дальность стрельбы катапульт — 30 тайлов.
* Баллисты ранят любого между собой и точкой прицеливания.
* Баллисты ранят любого между собой и точкой прицеливания, а катапульты - никого, кроме цели и оказавшихся рядом с ней существ.
* Оба могут стрелять через амбразуры ([[fortification]]).
* И катапульты, и баллисты могут стрелять через [[fortification|фортификации]].
* [[Siege operator|Оператор орудия]] — гражданское лицо, он убежит от слишком близко подошедшего врага. Близко — понятие субъективное, но не стоит подпускать ближе 10 тайлов.
* [[Siege operator|Оператор орудия]] — гражданское лицо, которое убежит от слишком близко подошедшего врага. Близко — понятие субъективное, но иногда может доходить до 10 тайлов.


=== Безопасное использование ===
=== Безопасное использование ===


'''Баллисты ранят любого между собой и точкой прицеливания!''' В полёте стрела баллисты наносит повреждения любому существу на своём пути, включая дварфов и торговцев. Всегда [[traffic|запрещайте движение]] в зоне прицеливания баллист, а в тренировочных комнатах вообще исключите попадание дварфов в зону огня. Стрела баллисты может пролететь до 150 тайлов, прежде чем встретит препятствие или покинет край карты. К слову, [[tree|дерево]] для неё не является препятствием.
'''Баллисты ранят любого между собой и точкой прицеливания!''' В полёте стрела баллисты наносит повреждения любому существу на своём пути, включая дварфов и торговцев. Всегда [[traffic|запрещайте движение]] в зоне прицеливания баллист, а в тренировочных комнатах вообще исключите попадание дварфов в зону огня. Если стрела баллисты не встретит препятствие и не улетит за край карты, она может пролететь до 150 тайлов. К слову, [[tree|дерево]] для неё препятствием не является.


Интересно, что катапульты значительно безопаснее. Оператор катапульты может целиться в любой объект и дикое [[animal|животное]] в зоне обстрела. Хотя огонь и идёт навесом, дополнительный [[z|z-уровень]] для стрельбы не требуется. Стрельбы с возвышенности по скале создаст прикольные круги из упавших вниз камней.
Как ни странно, катапульты значительно безопаснее. Оператор катапульты может целиться в любой объект и дикое [[animal|животное]] в зоне обстрела. Хотя огонь и идёт навесом, дополнительный [[z|z-уровень]] для стрельбы не требуется. Стрельба по стенам пещеры также вполне возможна, и заодно со временем очистит крепость от ненужных камней.


Стрельбы из осадных орудий в неподготовленной зоне может обернуться неприятностями — среднего размера [[elephant|слону]] 1 выстрел не причинит особого вреда, а вот разозлить может. Ещё хуже будет, если бойцы накроют огнём своих дварфов или [[caravan|караван]].
Использование осадных орудий иногда может принести вам немного [[meat|мяса]], так как дварфы будут целиться в диких животных, а иногда может обернуться неприятностями — [[elephant|слонам]] не понравится ваша катапульта. Ещё хуже будет, если бойцы накроют огнём своих дварфов, когда они будут охотиться на то же животное (и поэтому окажутся рядом с ним), или [[caravan|караван]].


'''Огонь по готовности («Fire at Will») ''не'' означает поиска цели для стрельбы!''' Орудие перезарядят и тут же произведут выстрел, переводя боеприпасы. Этот режим огня позволяет атаковать цели за границей видимости. Например, вы получили сообщение о [[ambush|вторжении]] и уверены, что обстреливаемое направление — единственно возможное.
'''Огонь по готовности («Fire at Will») ''не'' означает поиска цели для стрельбы!''' Орудие перезарядят и тут же произведут выстрел, переводя боеприпасы. Этот режим огня позволяет атаковать цели за границей видимости. Например, вы получили сообщение о [[ambush|вторжении]] и уверены, что обстреливаемое направление — единственно возможное.
Строка 75: Строка 87:


=== Расположение ===
=== Расположение ===
Осадные орудия могут стрелять только прямо перед собой и только в своём z-уровне. Цель может отклоняться от прямой не более чем на 20 градусов. Как бороться с мёртвыми зонами описано в [[Security_design#Осадные орудия|позиционном руководстве]], главная идея — не давать врагам выходить из под обстрела.
Осадные орудия могут стрелять только прямо перед собой и только в своём z-уровне. Цель может отклоняться от прямой не более чем на 20 градусов. Как бороться с мёртвыми зонами, описано в соответствующем разделе [[Security_design#Осадные орудия|руководства по защите]], главная идея — не давать врагам выходить из зоны поражения, оставив для них возможность перемещаться только в пределах узкой обстреливаемой дороги.


Операторы орудий — гражданские! Они убегают от врагов, подобравшихся ближе 20 тайлов{{verify}}<!-- Так 10 или 20? -->. Решением может стать [[channel|ров]] или стена с [[fortification|бойницами]], позволяющие удерживать противника на расстоянии.
Операторы орудий — гражданские! Они убегают от врагов, подобравшихся ближе 20 тайлов{{verify}}<!-- Так 10 или 20? -->. Решением может стать [[channel|ров]] или стена с [[fortification|бойницами]], позволяющие удерживать противника на расстоянии.


Осадные орудия могут стрелять через [[fortification|бойницы]], как любое другое оружие дальнего боя. Фортификационная стена пропускает выстрелы стоящих вплотную и частично защищает от [[arrow|стрел]] и [[bolt|болтов]] атакующих. Осадному орудию нужна бойница в 1 клетку для стрельбы.
Осадные орудия могут стрелять через [[fortification|бойницы]], как любое другое оружие дальнего боя. Фортификационная стена пропускает выстрелы стоящих вплотную и частично защищает от [[arrow|стрел]] и [[bolt|болтов]] атакующих. Осадному орудию для стрельбы достаточно бойницы в одну клетку.


=== Навыки владения и качество орудий ===
=== Навыки владения и качество орудий ===


Качество компонентов орудия влияет на кучность стрельбы и время перезарядки. Достоверно неизвестно, существует ли у орудия свой параметр качества (e.g. качество сборки). Качество и материал боеприпаса (разговор о баллисте, конечно) влияет на наносимый урон и, возможно, точность стрельбы.
Качество компонентов орудия влияет на кучность стрельбы и, вероятно, время перезарядки. Достоверно неизвестно, есть ли у орудия свой параметр качества (e.g. качество сборки). Качество и материал боеприпаса (только для баллисты, конечно) влияет на наносимый урон и, возможно, точность стрельбы.


Есть только один способ получить качественные фрагменты орудий — заказать их у опытного военного инженера. И есть только один путь получить такого работника — произвести сотни частей осадных орудий. Сборка и разборка орудия не даёт опыта в навыке [[siege engineer|военного инженера]]. Изредка дварфы выпускают [[masterpiece|мастерски сделанные]] части и до [[Legendary|легендарного]] уровня [[skill|навыка]]. Потребуются сотни брёвен, чтобы обычный инженер выпустил 3 части высшего качества. При этом для достижения уровня [[Experience|Proficient]], максимального при старте крепости, требуется 120 брёвен, а для Legendary+0 — около 600.
Существует только один способ получить качественные фрагменты орудий — поручить их создание опытному военному инженеру. И есть только один путь получить такого работника — произвести сотни частей осадных орудий. Сборка и разборка орудия не даёт опыта в навыке [[siege engineer|военного инженера]]. Изредка дварфы выпускают [[masterpiece|мастерски сделанные]] части и до [[Legendary|легендарного]] уровня [[skill|навыка]], но потребуются сотни брёвен, чтобы обычный инженер выпустил 3 части высшего качества. При этом для достижения максимального на этапе [[Embark|высадки]] уровня [[Experience|Proficient]] требуется 120 брёвен, а для Legendary — около 600.


Опыт оператора безусловно влияет на скорость перезарядки. У новичка уходит месяц на снаряжение катапульты, тогда как Легендарный, при наличии боеприпасов под боком, может сделать несколько выстрелов, прежде чем цель добежит до орудия. Навык оператора не имеет видимого влияния на точность огня.
Опыт оператора влияет и на скорость перезарядки, и на точность. У новичка уходит месяц на снаряжение катапульты, тогда как легендарный оператор, при наличии боеприпасов под боком, может сделать несколько выстрелов, прежде чем цель добежит до орудия.


Операторов лучше тренировать на катапультах, они используют дешёвый и доступный камень для стрельбы. На период тренировки лучше освободить операторов от других работ. Так как периодически они будут отлучаться на сон и еду, то можно выделить 3 катапульты на 4 операторов. Так как для стрельбы требуется подносить тяжёлые камни, операторы так же прокачают {{tooltip|силу|strength}}, что позволит им в будущем заниматься тяжёлым трудом, вроде помола зерна, перекачивании воды или таскании тяжестей. Не стоит откладывать обучение на потом — для достижения уровня Proficient дварф потратит минимум год, а до Легендарного ещё как минимум два, произведя в сумме около 300 выстрелов.
Для тренировочной стрельбы используйте близлежащую низину или яму - для сохранения камня и времени перетаскивания снаряда к катапульте. На период тренировки лучше освободить операторов от других работ. Рекомендуется выделить несколько дварфов на каждую катапульту, так как периодически они будут отлучаться на сон и еду, например, три катапульты и четыре оператора. Так как для стрельбы требуется подносить тяжёлые камни, операторами разумно назначать дварфов с высоким [[Attribute|параметром]] {{tooltip|силы|strength}}. Не стоит откладывать обучение на потом — для достижения уровня Proficient дварф потратит минимум год, а до [[legendary|легендарного]] ещё как минимум два, произведя в сумме около 300 выстрелов.


Снаряжение баллисты происходит быстрее, чем катапульты, возможно из-за меньшего веса боеприпасов.
Снаряжение баллисты происходит намного быстрее, чем катапульты, возможно, из-за меньшего веса боеприпасов.


Альтернативный путь — обучение высококлассного дварфа нескольким профессиям. При наличии дварфов с хорошим уровнем {{tooltip|силы и ловкости|strength and agility}}, хорошего уровня катапульты и склада боеприпасов под боком потребуется всего несколько месяцев до достижения Легендарного уровня. [[Cross-training|Перевод]] легендарных [[miner|шахтёров]] на осадные орудия, а потом на таскание камней к тем же орудиям — хороший способ ускорить массовое обучение.
Альтернативный путь — обучение высококлассного дварфа нескольким профессиям. При наличии дварфов с хорошим уровнем {{tt|силы|strength}} и {{tt|ловкости|agility}}, свободной катапульты и склада боеприпасов под боком потребуется всего несколько месяцев до достижения легендарного уровня. [[Cross-training|Перевод]] легендарных [[miner|шахтёров]] на осадные орудия, а потом на таскание камней к тем же орудиям — хороший способ ускорить массовое обучение.


=== Ведение боя ===
=== Ведение боя ===


Катапульты — менее эффективное оружие в бою, чем баллиста. (с версии 0.31.08). Камни способны нанести серьёзный урон только в небольшом радиусе от места попадания, а низкая точность катапульт заставит скрежетать зубами. Катапульты быстро стреляют, не повреждают дружественные цели, а боеприпасы буквально валяются под ногами, однако низкая точность стрельбы и слабый урон превращает катапульты в орудия тренировок.
Катапульты — менее эффективное оружие, чем баллиста (с версии 0.31.08). Камни могут отскакивать от брони противника, не нанося урона даже [[Goblin|гоблину]], имеют радиус поражения всего в несколько тайлов, а их низкая точность заставит скрежетать зубами. Доступность камня и низкая стоимость изготовления превращают катапульты в орудия тренировок.


Деревянные стрелы баллисты — слишком мягкие, способны поразить только лёгкие доспехи и ткани. Однако стрелы летят сквозь препятствия и способны поразить сразу множество целей на большом расстоянии. Грамотно построенный вход в крепость заставляет нападающих выстраиваться в цепочку, разгоняя урон с каждого выстрела баллисты. Стрела баллисты повреждается при попадании в цель и полностью разрушается, ранив 5-6 целей размером с гоблина.
Деревянные стрелы баллисты — слишком мягкие и не способны пробить даже лёгкие доспехи и одежду. Однако стрелы летят сквозь препятствия и способны поразить сразу множество целей на большом расстоянии. Грамотно построенный вход в крепость заставит нападающих выстраиваться в цепочку, увеличивая урон с каждого выстрела баллисты. Стрела баллисты повреждается при попадании в цель и полностью разрушается, ранив 5-6 целей размером с гоблина. Выкопав канал в конце траектории полёта стрелы, можно сохранить ценные снаряды для дальнейшего использования.


Осадные орудия требуют пристального внимания — выставленные на режим {{tooltip|стрельбы по готовности|fire at will}} оказываются без снаряжения, когда это действительно требуется.
Осадные орудия требуют пристального внимания — выставленные на режим {{tooltip|стрельбы по готовности|Fire at will}}, они оказываются без снаряжения, когда это действительно требуется. Лучше проводить тренировки на специально построенных осадных машинах или, к примеру, на катапультах, в то время как крепость защищена баллистами.


При получении сообщения о вторжении переведите боевые орудия в режим готовности, это заставит операторов зарядить орудия и ждать приказа. Тренировочные лучше вообще выключить, дабы не отвлекать операторов их перезарядкой.
При получении сообщения о вторжении переведите боевые орудия в режим готовности, это заставит операторов зарядить орудия и ждать приказа. Тренировочные в этот момент стоит вообще выключить, дабы не отвлекать операторов их перезарядкой. Или задайте [[alert|уровень тревоги]] с несколькими норами, оставив тренировочные залы за пределами этих нор.


Помните: операторы орудий — гражданские. Им нет дела до процветания форта, они хотят есть, пить и спать. Чтобы работы в форте не мешали боевым действиям, тренируйте операторов больше, чем у вас орудий. Отмените другие работы у операторов орудий, а ещё лучше заприте их в орудийной комнате.
Помните: операторы орудий — гражданские. Им нет дела до процветания форта, они хотят есть, пить и спать. Чтобы работы в форте не мешали боевым действиям, тренируйте больше операторов, чем у вас орудий. Отмените другие работы у операторов орудий, а ещё лучше заприте их в орудийной комнате, когда придёт решающий момент.


=== Батареи баллист ===
=== Батареи баллист ===
Установленные каскадом баллисты способны перекрыть коридор шириной до 3 тайлов. Каждое орудие занимает квадрат 3x3, но через край баллисты можно стрелять. Это может быть опасным для операторов первых двух орудий. Чтобы они не шныряли под линией огня зона обстрела перекрывается [[fortification|фортификационной стенкой]]. пара пустых клеток всё ещё опасны для дварфов, но у них нет причин туда лезть.
Установленные каскадом баллисты способны перекрыть коридор шириной до 3 тайлов. Каждое орудие занимает квадрат 3x3, но через край одной баллисты может стрелять другая. При этом появляется перспектива ранения неосторожного оператора; для безопасности зону обстрела можно перекрыть стеной с [[fortification|фортификациями]], и сделать только один вход в комнату. Однако риск потерять или ранить дварфа всё же сохраняется.


: <br />'''Коридор шириной в 3 тайла ''' (батарейная комната 5 тайлов)
: <br />'''Коридор шириной в 3 тайла ''' (батарейная комната 5 тайлов)


                                 ╔═══
                                 ╔═══
  ══════════════════════════╦══╦══╝▐▀\
  ══════════════════════════╦══╦══╝▐▀\                         <tt>+</tt> — пол
  ВХОД++++++++++++++++▼·····╬++╬▐▀\◄═«  (~боеприпасы~)
  Вход++++++++++++++++▼·····╬++╬▐▀\◄═«  (~боеприпасы~)         <tt>═</tt> — стена
  ВХОД++++++++++++++++▼·····╬▐▀\◄═«▐▄/
  Вход++++++++++++++++▼·····╬▐▀\◄═«▐▄/                         <tt>▼</tt> — пандус (вниз)
  ВХОД++++++++++++++++▼·····╬◄═«▐▄/+(~боеприпасы~)
  Вход++++++++++++++++▼·····╬◄═«▐▄/+ (~боеприпасы~)            <tt>·</tt> — канал (пустота на этом уровне)
  ══════════════════════════╣▐▄/+(~боеприпасы~)
  ══════════════════════════╣▐▄/+ (~боеприпасы~)               <tt>╬</tt> — фортификация
                           ╚═════════
                           ╚═════════
:* <tt>+</tt> — пол
 
:* <tt>═</tt> — стена
По соображениям безопасности не рекомендуется выносить баллисты далеко вперёд относительно других или выстраивать их "клином".
:* <tt>▼</tt> — пандус (вниз)
:* <tt>·</tt> — канал (пустота на этом уровне)
:* <tt>╬</tt> — фортификация


Боеприпасы можно разместить как в орудийной комнате, так и на соседних [[z-level|этажах]], прорубив [[stair|лестницы]] или [[ramp|пандусы]] от орудий. Помните, что стрелы для баллист хранятся на [[Stockpile#Furniture|мебельных складах]], а не оружейных.
Боеприпасы можно разместить как в орудийной комнате, так и на соседних [[z-level|этажах]], прорубив [[stair|лестницы]] или [[ramp|пандусы]] от орудий. Помните, что стрелы для баллист хранятся на [[Stockpile#Furniture|мебельных складах]], а не оружейных.


Дополнительно можно построить ряд [[floodgate|шлюзов]] или [[bridge|раздвижной мост]] по центру коридора, чтобы в момент истины рассечь поток атакующих в 2 узких коридора. Оставшиеся узкие коридоры можно дополнительно оснастить серией ловушек, делающих посещение вашей крепости очень, очень кровавым.
Дополнительно можно построить ряд [[floodgate|шлюзов]] или [[bridge|раздвижной мост]] по центру коридора, чтобы в момент истины рассечь поток атакующих в 2 узких прохода. Получившиеся тоннели можно дополнительно оснастить серией ловушек, делающих посещение вашей крепости очень, очень кровавым.


== Катапульты как способ перемещения камней ==
== Катапульты как способ перемещения камней ==
При стрельбе из катапульты камень не разрушится, если точка стрельбы — пустота. Он просто упадёт ниже уровнем как при раскопках. Можно стрелять по стене, двери, поднятому мосту, находящихся рядом с пустотой. Если боеприпас пролетит максимум дальности, то тоже упадёт без повреждений. Даже одна катапульта с зелёными новичками перебросит камни быстрее группы носильщиков. Заряд, попавший в [[stair|лестницу]] разрушится.
При стрельбе из катапульты камень не разрушится, если точка стрельбы — пустота. Он просто упадёт ниже уровнем как при раскопках. Можно стрелять по стене, двери, поднятому мосту, находящихся рядом с пустотой. Если боеприпас пролетит максимум дальности, то тоже упадёт без повреждений. Даже одна катапульта с зелёными новичками перебросит камни быстрее группы носильщиков. Однако камень, попавший в [[stair|лестницу]], разрушится.


== «Катапульта Гатлинга» ==
== «Катапульта Гатлинга» ==
{{main|Сверхкомпактный склад}}
{{main|Сверхкомпактный склад}}
Для сооружения необходима катапульта, [[activity zone|зона]] сброса мусора (garbage dump zone), и легендарный оператор осадных машин. Соберите катапульту там, где планируете её использовать, а затем разместите зону сброса мусора в середине катапульты. Доставьте в зону достаточное количество камней. Осталось только разрешить использование камней клавишами {{k|d}}-{{k|b}}-{{k|c}} и все готово к стрельбе. Достаточно сильный и проворный оператор может с легкостью метать за раз по 2-3 камня.
Для создания необходима катапульта, [[activity zone#Garbage dump|зона]] сброса мусора, и легендарный оператор осадных машин. Соберите катапульту там, где планируете её использовать, а затем разместите сверхкомпактный склад камней в середине катапульты. Сложите в зону достаточное количество камней. Осталось только разрешить использование камней ({{k|d}}-{{k|b}}-{{k|c}}), и всё готово к стрельбе (убедитесь, что у вас нет доступного склада камней, подходящего для этих снарядов)! Достаточно сильный и проворный оператор может с легкостью метать за раз по 2-3 камня.


----
----


'''Смотри так же:'''
'''Смотри также:'''
:* [[Построение обороны]]
:* [[Security design|Построение обороны]]
:* [[cross-training#Артиллерийский полигон (siege operator)|Подготовка инженерных кадров]]
:* [[cross-training#Артиллерийский полигон (siege operator)|Подготовка инженерных кадров]]
{{buildings}}
{{buildings}}

Текущая версия от 02:35, 17 июля 2023

Осадные орудия в Dwarf Fortress — наполовину строения, наполовину оружие. Они делятся на два вида: катапульты и баллисты. Оба способны наносить огромные повреждения на значительном расстоянии: 80 — 100 тайлов для катапульты и 130—200 тайлов для баллисты. Стрела баллисты способна убить или ранить дружественное существо, стоящее на пути. Выстрел катапульты не задевает ни дварфов, ни прирученных животных.

Несмотря на своё название, осадные орудия используются исключительно в обороне, и не будут использованы противником во время осады (хотя ожидается в будущих версиях).

Орудие может стрелять на север, юг, восток или запад и не может перемещаться, но может быть разобрано (q-x) и собрано заново в другом месте без дополнительных затрат. Сборкой как отдельных частей, так и самого орудия занимается дварф с разрешённой работой "Siege Engineering" и навыком «Осадный инженер»

Режим стрельбы (как и её проведение вообще) задаётся вручную. Для управления орудием необходим оператор.

Баллиста использует специальные cтрелы, производимые из брёвен в осадной мастерской. Такие стрелы могут быть дополнительно усилены металлическими оголовьями, выплавляемыми в плавильне оружейником).

Катапульты стреляют обычными камнями (кроме запрещённых промышленных пород и булыжников глины).

Создание компонентов орудий

Для сборки необходимы соответствующие типу орудия части: катапульта строится из трёх любых частей катапульты, а баллиста - из трёх любых частей баллисты. Части могут отличаться материалом или качеством, но они одинаково универсальны. Общее качество орудия влияет на скорострельность и, вероятно, точность орудия — лучшие показатели будут у орудия из трёх шедевральных частей, однако качество приносит мало пользы при неопытном операторе.

Сборка орудия (b-i) производится аналогично постройке любого здания. Неизвестно, влияет ли навык собирающего орудие дварфа на боевые характеристики. Собранное орудие занимает квадрат 3x3. В отличие от зданий, установленные орудия не препятствуют проходу живых существ.

Базовое управление орудиями

Кнопка o позволяет сменить направление стрельбы орудия — север/юг/запад/восток. Изменение положения происходит мгновенно и без участия дварфов.

Кнопка f переключает режим ведения огня:

  • Not in Use: оператор орудия зарядит боеприпас и уйдёт по своим делам.
  • Prepare to Fire: оператор орудия зарядит боеприпас и будет ждать команды.
  • Fire at Will: оператор будет перезаряжать орудие и вести огонь.

Стоит вам дать орудию команду стрелять en (или готовиться к стрельбе en), как дварф с включенной работой Siege operator помчится к нему. Дварфы всегда перезаряжают пустующие орудия, не существует возможности напрямую это запретить. Вы можете запретить использование всех подходящих (точнее, неподходящих) боеприпасов на карте, запретить всем дварфам исполнение соответствующей работы или ограничить доступ, поставив дверь или задав нору.

Боеприпас разрушится при приземлении, кроме случаев, когда камень попадает в «пустую» клетку и проваливается на уровень вниз. (Подробности в конце статьи.)

########
CCC+++.#
CCC+++.#
CCC+++.#
########

Ров в конце зоны огня спасает камни от разрушения. Для тренировок обычно это не требуется, так как камней на карте огромное количество, но можно сделать длинный коридор для быстрой переброски огромного количества камней или самодостаточный тренировочный центр. Того же эффекта можно достигнуть, обстреливая с холма мишень на холме.

Орудийное гнездо можно сделать подходящим для тренировок и защиты, дополнив входной коридор подъёмным мостом, который будет отбрасывать на тренировках камни в ров.

###############################
CCC++++++++++++++....¦¦++++вход
CCC++++++++++++++....¦¦++++вход
CCC++++++++++++++....¦¦++++вход
###############################

Мост поднят и отражает камни в яму.

###############################
CCC++++++++++++++[][][]++++вход
CCC++++++++++++++[][][]++++вход
CCC++++++++++++++[][][]++++вход
###############################

Мост опущен и позволяет вести огонь по целям в коридоре.

Так как катапульты не наносят урона дружественным существам, можно ставить катапульты напротив друг друга:

######################
#.CCC++++++++++++CCC.#
#.CCC++++++++++++CCC.#
#.CCC++++++++++++CCC.#
#########++++#########

Конечно, так нельзя ни от кого защититься, но можно сэкономить время на тренировках: по сути, катапульты будут "ловить" снаряды друг друга, бесконечно используя одно и то же количество камней. К тому же, боеприпасы всегда будут находиться прямо за катапультой. Хотя из-за некоторых особенностей мышления дварфов они всё равно будут пытаться взять последний выкопанный дварфами камень (аналогично ремесленникам и каменщикам), пусть даже он будет лежать на другом конце карты. В большинстве случаев предупредить это можно норой.

Особенности применения

  • Оба вида орудий имеют ограниченный угол обстрела — 10-20 градусов перед носовой частью, и могут поворачиваться только на 90 градусов.
  • Оба вида орудий целятся и стреляют только в одном z-уровне. Провалившиеся ниже боеприпасы не разрушаются и не наносят повреждений.
  • Минимальная дальность стрельбы катапульт — 30 тайлов.
  • Баллисты ранят любого между собой и точкой прицеливания, а катапульты - никого, кроме цели и оказавшихся рядом с ней существ.
  • И катапульты, и баллисты могут стрелять через фортификации.
  • Оператор орудия — гражданское лицо, которое убежит от слишком близко подошедшего врага. Близко — понятие субъективное, но иногда может доходить до 10 тайлов.

Безопасное использование

Баллисты ранят любого между собой и точкой прицеливания! В полёте стрела баллисты наносит повреждения любому существу на своём пути, включая дварфов и торговцев. Всегда запрещайте движение в зоне прицеливания баллист, а в тренировочных комнатах вообще исключите попадание дварфов в зону огня. Если стрела баллисты не встретит препятствие и не улетит за край карты, она может пролететь до 150 тайлов. К слову, дерево для неё препятствием не является.

Как ни странно, катапульты значительно безопаснее. Оператор катапульты может целиться в любой объект и дикое животное в зоне обстрела. Хотя огонь и идёт навесом, дополнительный z-уровень для стрельбы не требуется. Стрельба по стенам пещеры также вполне возможна, и заодно со временем очистит крепость от ненужных камней.

Использование осадных орудий иногда может принести вам немного мяса, так как дварфы будут целиться в диких животных, а иногда может обернуться неприятностями — слонам не понравится ваша катапульта. Ещё хуже будет, если бойцы накроют огнём своих дварфов, когда они будут охотиться на то же животное (и поэтому окажутся рядом с ним), или караван.

Огонь по готовности («Fire at Will») не означает поиска цели для стрельбы! Орудие перезарядят и тут же произведут выстрел, переводя боеприпасы. Этот режим огня позволяет атаковать цели за границей видимости. Например, вы получили сообщение о вторжении и уверены, что обстреливаемое направление — единственно возможное.

Продвинутое управление орудиями

Расположение

Осадные орудия могут стрелять только прямо перед собой и только в своём z-уровне. Цель может отклоняться от прямой не более чем на 20 градусов. Как бороться с мёртвыми зонами, описано в соответствующем разделе руководства по защите, главная идея — не давать врагам выходить из зоны поражения, оставив для них возможность перемещаться только в пределах узкой обстреливаемой дороги.

Операторы орудий — гражданские! Они убегают от врагов, подобравшихся ближе 20 тайловТребует проверки. Решением может стать ров или стена с бойницами, позволяющие удерживать противника на расстоянии.

Осадные орудия могут стрелять через бойницы, как любое другое оружие дальнего боя. Фортификационная стена пропускает выстрелы стоящих вплотную и частично защищает от стрел и болтов атакующих. Осадному орудию для стрельбы достаточно бойницы в одну клетку.

Навыки владения и качество орудий

Качество компонентов орудия влияет на кучность стрельбы и, вероятно, время перезарядки. Достоверно неизвестно, есть ли у орудия свой параметр качества (e.g. качество сборки). Качество и материал боеприпаса (только для баллисты, конечно) влияет на наносимый урон и, возможно, точность стрельбы.

Существует только один способ получить качественные фрагменты орудий — поручить их создание опытному военному инженеру. И есть только один путь получить такого работника — произвести сотни частей осадных орудий. Сборка и разборка орудия не даёт опыта в навыке военного инженера. Изредка дварфы выпускают мастерски сделанные части и до легендарного уровня навыка, но потребуются сотни брёвен, чтобы обычный инженер выпустил 3 части высшего качества. При этом для достижения максимального на этапе высадки уровня Proficient требуется 120 брёвен, а для Legendary — около 600.

Опыт оператора влияет и на скорость перезарядки, и на точность. У новичка уходит месяц на снаряжение катапульты, тогда как легендарный оператор, при наличии боеприпасов под боком, может сделать несколько выстрелов, прежде чем цель добежит до орудия.

Для тренировочной стрельбы используйте близлежащую низину или яму - для сохранения камня и времени перетаскивания снаряда к катапульте. На период тренировки лучше освободить операторов от других работ. Рекомендуется выделить несколько дварфов на каждую катапульту, так как периодически они будут отлучаться на сон и еду, например, три катапульты и четыре оператора. Так как для стрельбы требуется подносить тяжёлые камни, операторами разумно назначать дварфов с высоким параметром силы. Не стоит откладывать обучение на потом — для достижения уровня Proficient дварф потратит минимум год, а до легендарного ещё как минимум два, произведя в сумме около 300 выстрелов.

Снаряжение баллисты происходит намного быстрее, чем катапульты, возможно, из-за меньшего веса боеприпасов.

Альтернативный путь — обучение высококлассного дварфа нескольким профессиям. При наличии дварфов с хорошим уровнем силы и ловкости, свободной катапульты и склада боеприпасов под боком потребуется всего несколько месяцев до достижения легендарного уровня. Перевод легендарных шахтёров на осадные орудия, а потом на таскание камней к тем же орудиям — хороший способ ускорить массовое обучение.

Ведение боя

Катапульты — менее эффективное оружие, чем баллиста (с версии 0.31.08). Камни могут отскакивать от брони противника, не нанося урона даже гоблину, имеют радиус поражения всего в несколько тайлов, а их низкая точность заставит скрежетать зубами. Доступность камня и низкая стоимость изготовления превращают катапульты в орудия тренировок.

Деревянные стрелы баллисты — слишком мягкие и не способны пробить даже лёгкие доспехи и одежду. Однако стрелы летят сквозь препятствия и способны поразить сразу множество целей на большом расстоянии. Грамотно построенный вход в крепость заставит нападающих выстраиваться в цепочку, увеличивая урон с каждого выстрела баллисты. Стрела баллисты повреждается при попадании в цель и полностью разрушается, ранив 5-6 целей размером с гоблина. Выкопав канал в конце траектории полёта стрелы, можно сохранить ценные снаряды для дальнейшего использования.

Осадные орудия требуют пристального внимания — выставленные на режим стрельбы по готовности, они оказываются без снаряжения, когда это действительно требуется. Лучше проводить тренировки на специально построенных осадных машинах или, к примеру, на катапультах, в то время как крепость защищена баллистами.

При получении сообщения о вторжении переведите боевые орудия в режим готовности, это заставит операторов зарядить орудия и ждать приказа. Тренировочные в этот момент стоит вообще выключить, дабы не отвлекать операторов их перезарядкой. Или задайте уровень тревоги с несколькими норами, оставив тренировочные залы за пределами этих нор.

Помните: операторы орудий — гражданские. Им нет дела до процветания форта, они хотят есть, пить и спать. Чтобы работы в форте не мешали боевым действиям, тренируйте больше операторов, чем у вас орудий. Отмените другие работы у операторов орудий, а ещё лучше заприте их в орудийной комнате, когда придёт решающий момент.

Батареи баллист

Установленные каскадом баллисты способны перекрыть коридор шириной до 3 тайлов. Каждое орудие занимает квадрат 3x3, но через край одной баллисты может стрелять другая. При этом появляется перспектива ранения неосторожного оператора; для безопасности зону обстрела можно перекрыть стеной с фортификациями, и сделать только один вход в комнату. Однако риск потерять или ранить дварфа всё же сохраняется.


Коридор шириной в 3 тайла (батарейная комната 5 тайлов)
                                ╔═══
══════════════════════════╦══╦══╝▐▀\                          + — пол
Вход++++++++++++++++▼·····╬++╬▐▀\◄═«  (~боеприпасы~)           — стена
Вход++++++++++++++++▼·····╬▐▀\◄═«▐▄/                           — пандус (вниз)
Вход++++++++++++++++▼·····╬◄═«▐▄/+  (~боеприпасы~)            · — канал (пустота на этом уровне)
══════════════════════════╣▐▄/+  (~боеприпасы~)                — фортификация
                          ╚═════════

По соображениям безопасности не рекомендуется выносить баллисты далеко вперёд относительно других или выстраивать их "клином".

Боеприпасы можно разместить как в орудийной комнате, так и на соседних этажах, прорубив лестницы или пандусы от орудий. Помните, что стрелы для баллист хранятся на мебельных складах, а не оружейных.

Дополнительно можно построить ряд шлюзов или раздвижной мост по центру коридора, чтобы в момент истины рассечь поток атакующих в 2 узких прохода. Получившиеся тоннели можно дополнительно оснастить серией ловушек, делающих посещение вашей крепости очень, очень кровавым.

Катапульты как способ перемещения камней

При стрельбе из катапульты камень не разрушится, если точка стрельбы — пустота. Он просто упадёт ниже уровнем как при раскопках. Можно стрелять по стене, двери, поднятому мосту, находящихся рядом с пустотой. Если боеприпас пролетит максимум дальности, то тоже упадёт без повреждений. Даже одна катапульта с зелёными новичками перебросит камни быстрее группы носильщиков. Однако камень, попавший в лестницу, разрушится.

«Катапульта Гатлинга»

Основная статья: Сверхкомпактный склад

Для создания необходима катапульта, зона сброса мусора, и легендарный оператор осадных машин. Соберите катапульту там, где планируете её использовать, а затем разместите сверхкомпактный склад камней в середине катапульты. Сложите в зону достаточное количество камней. Осталось только разрешить использование камней (d-b-c), и всё готово к стрельбе (убедитесь, что у вас нет доступного склада камней, подходящего для этих снарядов)! Достаточно сильный и проворный оператор может с легкостью метать за раз по 2-3 камня.


Смотри также:


Предметы обстановки
Animal trapAnvilArmor standBedBlocksBox (chest • coffer) • BucketCabinetCage (aquarium • terrarium) • Coffin (casket • sarcophagus) • RestraintSlabStatueTableThrone (chair) • Weapon rack
Инструменты
AltarBookcaseDisplay (display case • pedestal) • HiveNest box

Контроль проходов
BarsBridgeDoor (portal) • FloodgateGrateHatchRoadWindow
Конструкции
Машины и части ловушек
Прочее

Связанные статьи