Dam: различия между версиями

Материал из Dwarf Fortress Wiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м (Замена текста — « - » на « — »)
 
(не показано 20 промежуточных версий 11 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Projects}}
[[Image:dam.png|right]]
[[Image:dam.png|right]]


'''Дамбу''' можно построить на [[river|реке]] или [[brook|ручье]]. Она имеет несколько применений:  
'''Дамбу''' можно построить на [[river|реке]] или [[brook|ручье]]. Она имеет несколько применений, но негативно влияет на [[Maximizing_framerate|производительность игры]]:  


*Полная остановка течения реки
*Полная остановка течения реки
*Модификация русла реки
*Модификация русла реки
*Создание озёр или технических резервуаров
*Создание озёр или технических резервуаров
*Создание ловушек с использованием воды
*Создание [[Trap|ловушек]] с использованием [[Water|воды]]


Река не перельётся через насыпь дамбы выше начального уровня. (Обратите внимание: если выше по течению есть водопад, то этот ''верхний уровень'' будет "начальным уровнем"!)
Река не перельётся через насыпь дамбы выше начального уровня. (Обратите внимание: если выше по течению есть [[Waterfall|водопад]], то этот ''верхний уровень'' будет "начальным уровнем"!)


==Строительство дамбы==
==Строительство дамбы==


Необходимым шагом будет определение направления течения воды<!--о, как завернул!-->.  На самом деле это довольно просто: с одного края река вытекает с карты, и поэтому имеет более низкий уровень воды. Проверьте крайние тайлы на обоих концах реки.
Необходимым шагом будет определение направления течения воды.  На самом деле это довольно просто: с одного края река вытекает с карты, и поэтому имеет более низкий уровень воды. Проверьте крайние тайлы на обоих концах реки.


===Ледяной метод===
===Ледяной метод===
Самый простой и быстрый метод возведения дамбы возможен, если ваша карта замёрзла во время зимы. Просто выкопайте узкие отрезки [[channel|каналов]] через реку и постройте стену без шлюзов, блокируя путь воде.
Самый простой и быстрый метод возведения дамбы возможен, если ваша карта замёрзла во время [[Calendar|зимы]]. Просто выкопайте узкие отрезки [[channel|каналов]] через реку и постройте [[Wall|стену]] без [[Floodgate|шлюзов]], блокируя путь воде.
{{заготовка}}
===Draining Method===


Another way is to drain the river. This can be done by building a tunnel next to the river that dumps into a chasm or deep valley.  The dumping tunnel should only be one square wide, with a single floodgate to control it, as long as where the water first enters it has a fairly large number of squares of "Open Space" to move into.  The water over Open Space will rapidly force its way down, forcing the rest to flow at warp speed.  Be sure the floodgate is operational, as this sort of flow imposes terrible game lag while active.  The more edge tiles drained from, the faster the level will go down enough to allow construction.
===Метод осушения===


An alternative method to this is to use a large number of pumps to move more water out of the river than can be replaced by the water flow. For a river with a width of 4 tiles, you will need <s> three on either side </s> four pumps spanning the river pumping it into channels or tunnels, ideally off the map, a waterfall, or somewhere where flooding will not be a concern. While the pumps are operating, it will be drained enough to build the dam. A little more mechanic intensive method is using nine pumps, four to pump where your floodgates will go, four to pump out places for your workers to stand up/downstream, and one to keep a ramp clear to retrieve the dwarvesThis method has the advantage on not needing channels/tunnels saving that layer for future construction.
Другой способ заключается в осушении реки. Это может быть сделано с помощью построения туннелей, отводящих воду от реки либо в пропасть, либо в обширную долину. Отводящий туннель может быть шириной в один тайл, с одним-единственным шлюзом. Как только вода попадает в туннель, она начинает выливаться в открытое пространство с бешеной скоростью. Убедитесь, что шлюз закрывается и открывается, перед тем, как запускать в тоннель воду, так как подобный вид потока вызывает ужасные игровые лаги. В конечном итоге уровень воды упадет настолько, что можно будет возводить постройки.


If your dwarves are persistent enough you can also dig out a large chamber under the river at Z-1, channel out holes on both sides at Z0, and cover these holes with walled-in bridges. When you raise the bridges the water drops down; when you lower them it starts flowing again. This avoids the 'infinite hole' bug that can result if you uses collapses to punch holes in the bottom of brooks.
Можно также [[Smoothing|отшлифовать]] и прорубить [[Fortification|бойницы]] в крайних тайлах на z-уровне под поверхностью (если этот тайл — камень), и вода сквозь них уйдет за край карты.


One other possible method of disposing of that water is channeling it to an [[aquifer]] lower that the river, it will absorb the pressurized water. The best part of this method is that the [[aquifer]] will likely be almost directly under the river, minimizing the needed construction.
Альтернативным способом является использование большого числа [[pump|помп]], откачивающих воду быстрее, чем она прибывает. Для реки шириной в 4 тайла вам понадобится четыре помпы, откачивающие воду в туннели или каналы, ведущие за край карты или к водопадам, одним словом туда, где вода не могла бы скапливаться. Пока помпы работают, они будут осушать реку в достаточной степени для возведения дамбы. Еще один вариант — использовать девять помп: четыре в месте, где потом будут стоять шлюзы; четыре для откачки воды с рабочих мест выше/ниже по течению, и одна для осушения пандуса, нужного [[Dwarf|дварфам]] для отхода. У этого метода есть преимущество — он не требует дополнительных каналов или туннелей, сохраняя слой для будущей застройки.


You can also smooth and carve fortifications into the very last tile on a z level below surface (if that last tile is rock, and not soil) and water will flow through the fortifications and off the edge of the map.
Если вы не возражаете против очевидных эксплоитов, вы также можете построить ряд насосов через реку, направленных вверх по течению. В реальности это не сработает. В ''Dwarf Fortress'' вода выталкивается вверх по течению и телепортируется за верхний край карты. Вам нужно замуровать стенами выпускные отверстия насоса, чтобы сдержать воду и заставить ее телепортироваться, а не распространяться.


[[Image:DammingEfforts.png|left|thumb|200px|An example of how to construct a magma dam.]]
Если ваши дварфы достаточно выносливы, можно так же вырыть большое помещение под рекой на Z-1 уровне, сделать дырки с обоих сторон на Z0, и покрыть и сверху подъемными [[Bridge|мостами]]. Когда вы подымаете мосты — вода стекает вниз; опускаете — течение реки восстанавливается. Это позволяет также избежать бага "бездонной ямы", который может возникнуть, если пробить в дне ручья дыру, [[Cave-in|обрушив]] сверху кусок породы.


===Magma Method===
Если вы хотите избежать гибели дварфов, используйте лестницы вместо каналов или обвалов. Выкопайте ряд лестниц вверх/вниз (минимум на 2 z-уровня глубиной) под рекой, затем прикажите выкопать нижнюю лестницу в дно реки, дварфы завершат их снизу, и ''при условии, что у вас есть надлежащий бесконечный слив'', будь то край карты, пещеры или водоносный слой, нет никаких шансов, что дварфы утонут. Этот трюк можно использовать даже для безопасного осушения океанов (хотя то, что он безопасен, не означает, что это разумный метод).


Если у вас есть доступ к источнику [[Magma|магмы]], вы можете вылить магму на поток воды. Когда вода и магма столкнуться появится [[Obsidian|обсидиан]] дополнительный бонус, если вы захотите торговать предметами, созданными из обсидиана. Выливайте достаточное количество магмы в реку, до достижения обоих берегов реки на протяжении 3-4 клеток в ширину, для того чтобы дать вашим дварфам достаточное пространство для копания канала (channel) из обсидиана и размещения шлюзов ([[Floodgate]]).
Еще один возможный способ убрать воду — это провести ее в [[aquifer|водоносный слой]] под рекой, который впитает давящую сверху воду. Сильная сторона этого метода водоносный слой в большинстве случаев находится почти сразу под рекой, что упрощает постройку.


'''Опасайтесь:''' Если вытекающая магма расположена слишком близко к краю карты, это может навсегда остановить вашу реку! Клетки с обсидианом у края карты не могут быть выкопаны!
Кроме того, возможно построить под землей возле реки подъемный мост, соединить его с [[Lever|рычагом]], а потом с поверхности прокопать широкий канал, который пустит воду в помещение с мостом. Затем ставим задачу "Дернуть рычаг" на повторение,  и мост начинает уничтожать всю поступающую воду, постепенно осушая реку.


Если вы хотите провести магму через ручей, не останавливая его, постройте пол ([[floor]]) над ним.
[[Image:DammingEfforts.png|left|thumb|200px|Пример построения магмовой дамбы.]]


===Магменный метод===


===Natural [[Cave-in]] ===
Если у вас есть доступ к источнику [[Magma|магмы]], вы можете вылить магму на поток воды. Когда вода и магма столкнутся появится [[Obsidian|обсидиан]] — дополнительный бонус, если вы захотите [[Торговля|торговать]] предметами, созданными из обсидиана. Выливайте достаточное количество магмы в реку, до достижения обоих берегов реки на протяжении 3-4 клеток в ширину, для того чтобы дать вашим дварфам достаточное пространство для копания канала из обсидиана и размещения [[floodgate|шлюзов]].
If your river is '''[[River#Underground Rivers|underground]]''', you can use [[channel]]ing to collapse a section of rock into it. If this rock was [[construction|construct]]ed (i.e., you built it as walls or floors), it will revert to its component stones and sink to the bottom, not blocking the river at all. However, if the rock is '''natural''', it will retain its shape and block the flow of water.


Since above-ground rivers normally do not pass beneath natural rock, this strategy is difficult to apply to them. But dwarven ingenuity should never be underestimated.
'''Опасайтесь:''' Если вытекающая магма расположена слишком близко к краю карты, это может навсегда остановить вашу реку! Клетки с обсидианом у края карты не могут быть выкопаны! Впрочем, их можно отшлифовать и прорубить бойницы, частично исправив ситуацию.
 
Если вы хотите провести магму через ручей, не останавливая его, постройте [[floor|пол]] над ним.
 
===Природный обвал ===
Если ваша река '''[[River|подземная]]''', вы можете засыпать ее, устроив обвал. Если камень [[construction|установлен]] (например, вы построили его как стены или пол), он распадётся на куски камня и утонет, не блокируя реку. Однако, если камень был там '''изначально''', он сохранит форму и заблокирует реку.
 
Поскольку надземные реки обычно не проходят под камнем, к ним сложно применить эту стратегию. Но не стоит недооценивать изобретательность дварфов.


==Ваша дамба==
==Ваша дамба==


===Собственно дамба===
===Собственно дамба===
[[Image:Dam2.JPG|left]]
[[Image:Dam2_rus.JPG|left]]
After your dam has been completed and looks something like the image, you can expect water to just stop flowing UNLESS there is a waterfall. If that is the case, the water will just flow around it after flooding a fair amount of space around it. If you messed up while making a magma dam and permanently obstructed the edge of the map, you can expect the entire world to flood up to the point where water enters.
Когда ваша дамба готова и выглядит примерно как на картинке, можно ожидать, что вода перестанет течь, если выше по течению '''нет водопада'''. В противном случае вода просто перельётся, затопив кучу места вокруг. Если вы напутали при постройке магмовой дамбы и полностью заблокировали край карты, возможно, весь мир затопит до источника воды.


===Actually Building===
===Собственно постройка===
Once the river has been drained (which can take a VERY long time), you may have to dig into the riverbed by ordering a channel to be dug in the open space tile above the tile you want to build on. The result of this, however, is that the tile is no longer considered a brook/river and it behaves like any other storage of water. It no longer colored a pretty light-blue and nothing (including dwarves, caravans, goblins, etc) can walk on top of it. This can be very annoying, so be prepared.
Осушив реку (что может занять очень много времени), возможно, вам придется копать дно, приказав раскопать тайл поверх того, на котором вы собираетесь строить. В результате тайл больше не будет считаться ручьем/рекой и будет вести себя как любое другое хранилище воды. Он больше не будет окрашен в голубой цвет и никто (включая дварфов, караваны, [[Goblin|гоблинов]] и т.д.) не сможет ходить по нему. Это может очень раздражать, так что готовьтесь.


However if your dwarves have access to the river bed they can 'mine' the bed out leaving the pretty blue surface (or dull grey surface when there is no water). you should leave some form of access to the <s>bed</s> channel at the farthest downstream point to let wanderers out of the bed if you decide to open your dam
Однако, если ваши дварфы имеют доступ к дну реки, они могут 'выкопать' дно, оставив красивую голубую поверхность (или скучную серую, если там нет воды). Следует оставлять какой-то доступ к <s>дну</s> каналу в дальней точке по течению, чтобы дать находящимся в русле существам возможность выбраться.


===Further Possibilities===
===Дальнейшее использование===
*Most of the above techniques can be used to puncture oceans and lakes, for dikes or random under-water bunkers.
[[Image:Unfillable Dam.jpeg|thumb|right|300px|[[megaproject|Мегипроект]] от участника сообщества под ником [http://www.bay12forums.com/smf/index.php?topic=39541.msg677616#msg677616 Baboonanza]. ]]
*You can create a massive flood if you build a dam out of floodgates and open them all at once. Good for traps. Works with magma.
*Большинство техник выше могут использоваться, чтобы пробивать дно [[Lake|озера]]/[[Ocean|океана]] для спуска воды или получения случайных подводных бункеров.
*Being in control of your local river/brook makes you more of a <s>man</s> dwarf.
*Можно создать большое наводнение, если построить дамбу из шлюзов и открыть их одновременно. Хорошо для ловушек. Работает с магмой.
*Возможность контроля за рекой/ручьём делает вас настоящим <s>человеком</s> дварфом.


[[Категория:Руководства]]
[[Категория:Руководства]]
{{Water FAQ}}
{{Water FAQ}}
[[en:Dam]]
[[en:Dam]]

Текущая версия от 20:02, 24 августа 2022

Dam.png

Дамбу можно построить на реке или ручье. Она имеет несколько применений, но негативно влияет на производительность игры:

  • Полная остановка течения реки
  • Модификация русла реки
  • Создание озёр или технических резервуаров
  • Создание ловушек с использованием воды

Река не перельётся через насыпь дамбы выше начального уровня. (Обратите внимание: если выше по течению есть водопад, то этот верхний уровень будет "начальным уровнем"!)

Строительство дамбы

Необходимым шагом будет определение направления течения воды. На самом деле это довольно просто: с одного края река вытекает с карты, и поэтому имеет более низкий уровень воды. Проверьте крайние тайлы на обоих концах реки.

Ледяной метод

Самый простой и быстрый метод возведения дамбы возможен, если ваша карта замёрзла во время зимы. Просто выкопайте узкие отрезки каналов через реку и постройте стену без шлюзов, блокируя путь воде.

Метод осушения

Другой способ заключается в осушении реки. Это может быть сделано с помощью построения туннелей, отводящих воду от реки либо в пропасть, либо в обширную долину. Отводящий туннель может быть шириной в один тайл, с одним-единственным шлюзом. Как только вода попадает в туннель, она начинает выливаться в открытое пространство с бешеной скоростью. Убедитесь, что шлюз закрывается и открывается, перед тем, как запускать в тоннель воду, так как подобный вид потока вызывает ужасные игровые лаги. В конечном итоге уровень воды упадет настолько, что можно будет возводить постройки.

Можно также отшлифовать и прорубить бойницы в крайних тайлах на z-уровне под поверхностью (если этот тайл — камень), и вода сквозь них уйдет за край карты.

Альтернативным способом является использование большого числа помп, откачивающих воду быстрее, чем она прибывает. Для реки шириной в 4 тайла вам понадобится четыре помпы, откачивающие воду в туннели или каналы, ведущие за край карты или к водопадам, одним словом туда, где вода не могла бы скапливаться. Пока помпы работают, они будут осушать реку в достаточной степени для возведения дамбы. Еще один вариант — использовать девять помп: четыре в месте, где потом будут стоять шлюзы; четыре для откачки воды с рабочих мест выше/ниже по течению, и одна для осушения пандуса, нужного дварфам для отхода. У этого метода есть преимущество — он не требует дополнительных каналов или туннелей, сохраняя слой для будущей застройки.

Если вы не возражаете против очевидных эксплоитов, вы также можете построить ряд насосов через реку, направленных вверх по течению. В реальности это не сработает. В Dwarf Fortress вода выталкивается вверх по течению и телепортируется за верхний край карты. Вам нужно замуровать стенами выпускные отверстия насоса, чтобы сдержать воду и заставить ее телепортироваться, а не распространяться.

Если ваши дварфы достаточно выносливы, можно так же вырыть большое помещение под рекой на Z-1 уровне, сделать дырки с обоих сторон на Z0, и покрыть и сверху подъемными мостами. Когда вы подымаете мосты — вода стекает вниз; опускаете — течение реки восстанавливается. Это позволяет также избежать бага "бездонной ямы", который может возникнуть, если пробить в дне ручья дыру, обрушив сверху кусок породы.

Если вы хотите избежать гибели дварфов, используйте лестницы вместо каналов или обвалов. Выкопайте ряд лестниц вверх/вниз (минимум на 2 z-уровня глубиной) под рекой, затем прикажите выкопать нижнюю лестницу в дно реки, дварфы завершат их снизу, и при условии, что у вас есть надлежащий бесконечный слив, будь то край карты, пещеры или водоносный слой, нет никаких шансов, что дварфы утонут. Этот трюк можно использовать даже для безопасного осушения океанов (хотя то, что он безопасен, не означает, что это разумный метод).

Еще один возможный способ убрать воду — это провести ее в водоносный слой под рекой, который впитает давящую сверху воду. Сильная сторона этого метода — водоносный слой в большинстве случаев находится почти сразу под рекой, что упрощает постройку.

Кроме того, возможно построить под землей возле реки подъемный мост, соединить его с рычагом, а потом с поверхности прокопать широкий канал, который пустит воду в помещение с мостом. Затем ставим задачу "Дернуть рычаг" на повторение, и мост начинает уничтожать всю поступающую воду, постепенно осушая реку.

Пример построения магмовой дамбы.

Магменный метод

Если у вас есть доступ к источнику магмы, вы можете вылить магму на поток воды. Когда вода и магма столкнутся появится обсидиан — дополнительный бонус, если вы захотите торговать предметами, созданными из обсидиана. Выливайте достаточное количество магмы в реку, до достижения обоих берегов реки на протяжении 3-4 клеток в ширину, для того чтобы дать вашим дварфам достаточное пространство для копания канала из обсидиана и размещения шлюзов.

Опасайтесь: Если вытекающая магма расположена слишком близко к краю карты, это может навсегда остановить вашу реку! Клетки с обсидианом у края карты не могут быть выкопаны! Впрочем, их можно отшлифовать и прорубить бойницы, частично исправив ситуацию.

Если вы хотите провести магму через ручей, не останавливая его, постройте пол над ним.

Природный обвал

Если ваша река подземная, вы можете засыпать ее, устроив обвал. Если камень установлен (например, вы построили его как стены или пол), он распадётся на куски камня и утонет, не блокируя реку. Однако, если камень был там изначально, он сохранит форму и заблокирует реку.

Поскольку надземные реки обычно не проходят под камнем, к ним сложно применить эту стратегию. Но не стоит недооценивать изобретательность дварфов.

Ваша дамба

Собственно дамба

Dam2 rus.JPG

Когда ваша дамба готова и выглядит примерно как на картинке, можно ожидать, что вода перестанет течь, если выше по течению нет водопада. В противном случае вода просто перельётся, затопив кучу места вокруг. Если вы напутали при постройке магмовой дамбы и полностью заблокировали край карты, возможно, весь мир затопит до источника воды.

Собственно постройка

Осушив реку (что может занять очень много времени), возможно, вам придется копать дно, приказав раскопать тайл поверх того, на котором вы собираетесь строить. В результате тайл больше не будет считаться ручьем/рекой и будет вести себя как любое другое хранилище воды. Он больше не будет окрашен в голубой цвет и никто (включая дварфов, караваны, гоблинов и т.д.) не сможет ходить по нему. Это может очень раздражать, так что готовьтесь.

Однако, если ваши дварфы имеют доступ к дну реки, они могут 'выкопать' дно, оставив красивую голубую поверхность (или скучную серую, если там нет воды). Следует оставлять какой-то доступ к дну каналу в дальней точке по течению, чтобы дать находящимся в русле существам возможность выбраться.

Дальнейшее использование

Мегипроект от участника сообщества под ником Baboonanza.
  • Большинство техник выше могут использоваться, чтобы пробивать дно озера/океана для спуска воды или получения случайных подводных бункеров.
  • Можно создать большое наводнение, если построить дамбу из шлюзов и открыть их одновременно. Хорошо для ловушек. Работает с магмой.
  • Возможность контроля за рекой/ручьём делает вас настоящим человеком дварфом.
FAQ по воде
Как мне закачать воду наверх?
Как остановить подъём воды?
Дварфы могут всплывать к воздуху?
Как долго дварфы и другие существа могут плавать?
Насколько глубоко можно затопить канал или водоём?
Можно ли растопить лёд для получения воды зимой?
Как построить колодец?
Как провести канал для снабжения водой?
Может ли поток воды смыть предметы?
Могу ли я перегородить реку?
Раскопки остановлены с сообщением: Damp stone located
Как выжить на карте без рек? Умрут ли дварфы от жажды?
Добавить вопрос в FAQ
Назад в раздел: Вопросы и ответы